Создавать собственными руками красивые вещи, получать от процесса бездну удовольствия и получать за это деньги – чем не мечта? К тому же говорят, что талант зарывать нельзя, а наоборот, свои уникальные способности нужно вовремя увидеть и развивать в меру сил и возможностей. Но как же подойти к такому специфическому вопросу, как начало бизнеса в сфере handmade? Об этом расскажут эксперт в бизнес-планировании и директор IT-школы Myfreedom Елена Динман и минчанка Ольга Крашенинникова, которая уже около трех лет развивает свой бренд украшений KomplimentO accessories.

Отправная точка вдохновения

Перед тем, как сделать свой первый шаг в каком-либо производстве или открытии кафе, от начинающего предпринимателя требуется несколько месяцев напряженной работы. Нужно найти место, понять объем инвестиций, нанять сотрудников… То ли дело в мире творчества. Здесь важнее всего идея. Однако и она может зреть годами. Как показывает практика, проекты, в которых люди делают вещи своими руками, начинаются неторопливо, постепенно, шаг за шагом вклиниваясь в жизнь творца.

– Сколько себя помню, я всегда что-то делала руками. За школьные годы я поработала со многими материалами и в разных техниках: от соломки до папье-маше, – рассказывает Ольга Крашенинникова. – Потом я, не найдя подходящих предложений от свадебных декораторов, решила оформить нашу с мужем свадьбу. Потом помогала со свадебным декором подругам. Когда дочь подросла, я вернулась к хобби и начала делать бантики и короны для нее, затем перешла на взрослые украшения. Это происходило настолько постепенно, что даже не помню, что именно стало отправной точкой – я просто видела что-то в интернете, пробовала, и у меня получалось.

Творчество за деньги или бизнес как творчество?

Все бизнес-тренеры и эксперты по планированию в один голос заявляют: перед тем, как начать что-то продавать, нужно понять свою целевую аудиторию, стратегию продаж, механику привлечения клиентов и еще много маркетинговых фишек. Но, когда дело касается творчества, одному человеку редко удается совместить в себе вдохновение для экспериментов и умение настраивать рекламу в Instagram.

– Изначально я не рассматривала это как бизнес – я просто пробовала разные техники и выкладывала свои работы у себя в соцсетях. Люди стали обращать внимание, и пошли первые заказы. Примерно через год с того момента, как я стала делать украшения, я завела отдельные страницы в соцсетях (VK и Instagram) и наметила в голове примерный план. В нем не было цифр относительно желаемого дохода и каких-либо сроков, но было много идей для воплощения! – рассказывает Ольга Крашенинникова. – Я совершенно не хочу высчитывать, сколько пар сережек мне нужно собрать до конца месяца и штамповать как станок десятки одинаковых брошей, потому что именно эта модель пользуется особым спросом. Если бы я поставила себе цель, я могла бы жить за счет украшений. Но, во-первых, у меня есть основная работа, которую я люблю и не хочу оставлять. А во-вторых, опять же есть риск, что создание украшений станет рутиной, не удовольствием, а обязательством.

На каком же этапе мастер должен смотреть на свое творчество как на бизнес в сфере handmade? Своим видением этого вопроса поделилась наш бизнес-эксперт Елена Динман.

– Прийти к тому, чтобы рассматривать свое хобби как бизнес, можно несколькими путями: или по финансовой необходимости, или по некоему внутреннему решению о том, что, мол, мои изделия пользуются популярностью, продаются по 20-30 штук в месяц и могут продаваться еще больше. Создание бизнес-плана начинается с исследования своих покупателей. Можно завести таблицу и заносить туда информацию о продажах, предпочтениях клиентов и полученной прибыли. На основе собранной статистики можно составить план работы на следующий месяц: запланировать желаемый заработок и понять, сколько заказов необходимо сделать для достижения своей цели. Главный принцип бизнес-планирования – постановка четких и измеримых целей на определенные временные промежутки.

Сколько-сколько стоит эта брошка?

Планировать доходы приятно, но расходы требуют даже более тщательного учета. Самые важные среди них: закупка материалов и расходы на продвижение продукции оффлайн и онлайн. Немудрено, что при занятии творчеством очень важно качество материалов, с которыми работает мастер. Сколько будет разочарования, если красивые новые сережки придут в негодность на следующий день!

– Расходы не планирую, но веду учёт затрат и прибыли. В один месяц я могу потратить на материалы меньше стоимости одной броши (40-45 рублей), а в другой — в десятки раз больше. При покупке материалов следую правилу: покупаю только то, что использую в ближайшее время, – рассказывает Ольга Крашенинникова. – Также я несколько раз покупала суточную рекламу в Instagram, но толпы клиентов ко мне так и не пришли… Для меня самой лучшей рекламой стало старое доброе сарафанное радио. Намного лучше интернета работает, когда приходит подруга и с горящими глазами рассказывает о моих украшениях.

Елена Динман:

– Для планомерного достижения поставленных целей в бизнес-плане прописывается список мероприятий. Нужно понимать, какие рекламные каналы необходимо использовать и сколько денег можно на них потратить, чтобы продать 1 изделие. Маркетинг – это вообще история про цифры, которую не стоит бояться. Нужна лишь одна таблица с данными, которые мастер сможет обработать и сделать вывод о прибыльности своего хобби. Если говорить о сфере handmade, то сегодня самым трендовым каналом является, конечно, Instagram. Также можно вести видео-блог, делать мероприятия для наработки собственной аудитории. Красивая история бренда будет иметь особенный успех у клиентов, ведь через нее люди будут чувствовать эмоции: душевность, тепло и уют.

Handmade — это синоним восторга, или как оформить свою работу

Покупка эксклюзивной вещи предполагает, что в ней должно быть идеально все: от визитки до упаковки. Непременным условием для развития небольшого бизнеса в сфере творчества уже давно стало наличие логотипа и фирменного стиля. Можно сделать его самостоятельно, можно обратиться к профессионалам, но факт остается фактом: красиво продавать свои изделия – одно из правил хорошего тона в мире хенд-мейд.

Ольга Крашенинникова:

–  Я люблю, чтобы все было эстетично, поэтому с самого начала обращала внимание на упаковку для своих изделий. Для первых единичных заказов я бегала за красивыми коробочками, пакетиками или делала их сама. Позже я дважды обращалась к профессионалам за логотипом, сделала красивые вкладыши с рекомендациями по уходу, визитки, наклейки, дизайн коробочек для свадебных украшений. Часто заказчик не может представить, сколько времени, сил и денег вложено в обычную упаковку. Тем не менее, для меня важно, чтобы еще ДО того, как девушка увидит само украшение, она сказала: «Ух ты!»

Искусство бесценно?

Среди самых щекотливых тем в индустрии изделий ручной работы является их стоимость. Несведущие потенциальные покупатели обычно несказанно удивляются цене на уникальную брошь или сережки, ведь они стоят намного больше или, как минимум, на уровне магазинных. Найти своего покупателя, который понимает реальную стоимость товара и заинтересован в покупке, бывает для мастера большой проблемой. Ведь сделать арсенал украшений для сбора пыли в собственной шкатулке — определенно неудачная идея. Как справлялась с этой задачей наша героиня?

– Первые украшения я продавала буквально по себестоимости или себе в убыток. Материалы могут стоить немного, а вот времени тратится уйма. Постепенно профессионализм растет, материалы меняются на более качественные – растет и цена. Средняя стоимость на мои броши и серьги 40-45 рублей, свадебный комплект из украшения в прическу и серег обойдется в районе 80 рублей. Я как-то проводила опрос среди своих подписчиков, на какие аспекты они обращают внимание, когда покупают ручную работу. Я была приятно удивлена, что цена оказалась не на первом месте. Гораздо важнее качество, уникальность и приятное общение с мастером – это к вопросу о том же «живом» Instagram.  

Все-таки можно ли совместить бизнес и творчество?

– Пока человек хочет просто заниматься творчеством для души и немного зарабатывать, то эти вещи можно совмещать. Однако, когда встает вопрос масштабирования дела и перевода дохода из дополнительного в основной, то человек должен быть готов заниматься не только созданием новых изделий, но и административными вещами. На практике это сложно, поэтому я бы порекомендовала такому мастеру найти делового партнера, который сможет заниматься цифрами, планированием и развитием бренда мастера с точки зрения бизнеса, резюмировала Елена Динман.

Про партнерство

Найти себя хочет каждый человек. Может быть, и вы когда-нибудь откроете в себе талант художника, который не только отвлечет вас от обыденности, но и поможет увидеть себя с новой стороны и откроет следующую яркую страницу вашей жизни! Главное – отбросить страхи и сделать первый шаг. Творить – это здорово!

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях!