Раньше с деньгами было проще: ни пластиковых карточек, ни кредиток, ни покупок в интернете. Как научить ребенка ориентироваться в современном финансовом мире? Разбираемся вместе в МТБлоге.

Как утверждают психологи, лучший формат для разговора о деньгах – игровой или полуигровой. Это куда эффективнее, чем садить ребенка напротив себя, заявляя: «Нам пора поговорить о деньгах».

С 3 до 5 лет

Идея №1.

Что мы хотим сказать: «Деньги нужны, чтобы купить вещи».

Как сказать. Для начала поиграйте дома в магазин: разложите красивые вещи на импровизированный прилавок и распечатайте игрушечные деньги. Ребенок может побыть сначала продавцом, потом – покупателем. Затем можно переходить на следующий уровень: в настоящем магазине, покупая что-то ребенку, предложить ему самому взять необходимую сумму из кошелечка с монетами.

Идея №2.

Что мы хотим сказать: «Чтобы заработать деньги, нужно работать».

Как сказать. После покупок в магазине расскажите ребенку, что деньги зарабатывают на работе. Во время прогулки покажите работающих людей: продавцов, официантов, милиционеров – и спросите у ребенка «Как думаешь, в чем состоит их работа? За что им платят деньги?»

Идея №3.

Что мы хотим сказать: «Иногда нужно подождать, чтобы что-то купить».

Как сказать: Подарите ребенку симпатичную копилку и давайте монетки каждый раз, когда он вам в чем-то помогает или делает успехи. Когда наберется определенная сумма – предложите купить то, что он давно хотел.

С 6 до 10 лет

Идея №4.

Что мы хотим сказать: «Порой нужно выбирать, какая покупка важнее».

Как сказать. Спросите в магазине у ребенка: что важнее купить – еду или игрушку? Если ребенок выберет игрушку, напомните, что есть тоже необходимо, а игрушки, увы, несъедобны.

Идея №5.

Что мы хотим сказать: «Покупки нужно делать рационально».

Как сказать. В магазине скажите ребенку, что у вас есть определенная сумма, например на фрукты, – и предложите собрать набор, который за эти деньги можно купить. Второй вариант подойдет любителям онлайн-шопинга: когда будете выбирать что-то для ребенка, посадите его рядом с собой и попробуйте отыскать самый выгодный вариант.

Идея №6

Что мы хотим сказать: «Электронные деньги – тоже настоящие».

Как сказать. Случаи, когда дети покупали с маминого/папиного планшета или телефона игры на достаточно крупную сумму денег, совсем нередки. Поэтому когда ребенок наткнется на заблокированный контент в какой-то игре на планшете, объясните, что за него просят деньги и что эти деньги совершенно настоящие, даже если их не видно.

С 11 до 15 лет

Идея №7.

Что мы хотим сказать: «Что такое банки и зачем они нужны».

Как сказать. Возьмите с собой ребенка в банк (желательно не в час пик) и объясните, зачем туда ходить: покажите банкомат, обменный пункт и ответьте на все вопросы. Также можно показать, как работает интернет-банк: например, вместе с ребенком положить ему деньги на телефон.

Идея №8.

Что мы хотим сказать: «Пластиковая карта – платежный инструмент».

Как сказать. Без карточки нынче никуда – и нужна она в том числе детям. Чем раньше у ребенка она появится, тем быстрее он научится пользоваться ею с умом. Заведите дополнительную карту на свой счет, поставьте для нее комфортный вам лимит (не больше Х рублей в день, например) и вручите ребенку. Таким образом, можно будет не переживать из-за карманных денег – и заодно незаметно контролировать расходы.

Идея №9.

Что мы хотим сказать: «Ты тоже можешь работать».

Как сказать. Когда ребенок захочет купить что-то крупное, предложите ему заработать на эту покупку. Платить за оценки и выполнение работы по дому – путь в тупик. Лучше либо поискать вариант несложной работы (выгулять собаку соседей или посидеть с ребенком), либо давать деньги за выполнение тех обязанностей, которые обычно на ребенка не вешаются (покрасить забор, помыть машину и пр.).


Умение обращаться с деньгами – один из тех навыков, без которых не обойтись. Поэтому не стоит делать эту тему табу в общении с ребенком: счастье на одних деньгах не построить, но сделать это будет куда проще, если с деньгами нет никаких проблем.