Оказывается, обучить ребенка мудро и рассудительно относиться к деньгам можно с детства. Об этом МТБлогу рассказала Ольга Юрковская, счастливая мама троих детей, психолог, магистр бизнес-администрирования, бизнесвумен, автор книг и статей. Она уверена, что семья для ребенка является тренажерным залом перед будущей взрослой жизнью.

Я считаю, что начинать давать детям карманные деньги нужно с того возраста, когда они уже научились писать печатными буквами, читать и считать. У кого-то это происходит в 4 года, у кого-то в 6 лет, у кого-то – в 8 лет. Но критерий именно такой – ребенок знаком с чтением, счетом и письмом. Вместе с тем давать деньги нужно не просто так, а под финансовый отчет. Расскажу, как делаю это я.

Первый шаг. Финансовый отчет

Листик делится пополам вертикальной чертой. Слева по очереди располагаются источники «дохода» – остаток на начало недели (деньги даю раз в неделю), получено от мамы, получено от папы, получено от бабушки, заработано там-то, выиграно там-то, все-все-все источники, итого получено, и в конце – остаток на конец недели. С правой стороны колонка «Потрачено»: шоколадка, журнал, какие-то развлечения, на которые тратит деньги ваш ребенок, итого потрачено. И каждые следующие деньги ребенок получает в обмен на такой заполненный бухгалтерский баланс. В результате мои дети уже могут работать бухгалтерами не хуже некоторых специалистов, занимающих эту должность – схему они уже понимают.

 Получено  Сумма  Потрачено  Сумма
 Остаток на нач. недели  Шоколад
 От папы  Поп-корн
 От мамы  …
 От бабушки с дедушкой
 Заработано
 Выиграно
 Итого
 Остаток на конец недели  итого потрачено

 

Таким образом, карманные деньги для детей – умение не только потратить, но и контролировать поступающие суммы, свои расходы, способность всегда понимать, что и когда они себе могут позволить, или сколько еще надо заработать и сэкономить. Это первый инструмент, который позволяет детям относиться к деньгам ответственно, понимающе.

Со временем ребенок узнает, что деньги можно заработать и контролировать их расход. Если ребенок поймет, что выпрашивать деньги бесполезно, он скорее придумает, как ему заработать. И здесь вы должны быть рядом, чтобы подсказать, какие есть способы. Например, сходить за покупками для старушки по соседству, погулять с чужой собакой, как делают это американские или немецкие дети – мелкие услуги для соседей за небольшое вознаграждение.

Второй шаг. Психологический настрой

Второй важный момент – психологический. Научите ребенка чувствовать себя способным, достаточно сильным и компетентным для того, чтобы не выпрашивать деньги, а приложить усилия и получить результат в виде финансового вознаграждения. Это очень важно для его будущего. Если он в 10 лет научится продавать свои услуги и что-то зарабатывать в своем возрасте, то в 30 он сможет стать миллионером, именно потому, что с детства умел распоряжаться своими ресурсами.

Очень частая ошибка родителей, когда они начинают ругать детей за неправильно потраченные деньги. Например, ребенок купил какую-нибудь китайскую ерунду. Эта вещь, естественно, сломалась через сутки-двое. И мало того, что ребенок сам расстроился: у него были деньги – и теперь их не стало, вещица сломалась, так еще и родители добавляют: «Я же тебе говорил, что ж ты такой глупый, что ж ты меня не слушал…».

Это серьезная ошибка. В такой ситуации нужно просто посочувствовать. Ребенок не дурак, он сам все понял. В следующий раз он не будет так глупо тратить свои деньги. Если в 10 лет он глупо потратил 10 долларов и получил этот опыт, то в 30 лет он не потратит 10 тыс. долларов бездумно. То есть опыт становится в 1000 раз дешевле, когда он случается в 10 лет.

Задача родителей – поддержать и утешить своего ребенка, предотвратить повторение этой ситуации в будущем. Спросите, как он поступит в следующий раз, чтобы обойтись без этих проблем. И ребенок сам придумает и расскажет вам, что он сделает. Такой разговор будет намного эффективнее, чем поучения.

Шаг третий. Коммуникативные навыки

Когда мы зарабатываем деньги, то чаще всего каким-то образом взаимодействуем с людьми. Если развивать у ребенка коммуникативные навыки, это ему здорово пригодится во взрослой жизни. Если ребенок в дворовой компании научился быть лидером, во взрослом возрасте у него есть все шансы построить более успешную компанию или бизнес. Я считаю необходимым, чтобы ваши дети буквально с 5-7 лет самостоятельно общались с другими людьми. Например, вы идете в кафе. Пусть ребенок сам сделает заказ, озвучит его, потом рассчитается и решит, какие чаевые давать. Чуть позже можно разрешить ходить в кафе без вас, пусть даже просто попить сока, но ребенок получит ценный опыт.

В магазинах та же история. Ребенок сам совершает покупки, оплачивает их, проверяет сдачу и чек. Чем раньше ребенок начнет общаться с людьми в таких бытовых ситуациях, тем больше у него будет навыков. И плюс к этому, он должен уметь сам достигать своих целей. Например, ребенок планирует крупную покупку, на которую денег еще не хватает. Предложите ему договориться с родственниками, чтобы они не дарили 40-ю куклу или 38-ю машинку, а взамен дали 15-20 долларов, тогда он сможет накопить на что-то ценное.

Переговоры с родственниками – это тоже навык договариваться, который в 30 лет поможет общаться с начальниками, контрагентами, с дилерами, поставщиками, клиентами. Суть навыка та же – получить от людей то, что нужно тебе, объяснив, что им это еще и выгоднее. Создать ситуацию, когда обе стороны в выигрыше.

Шаг четвертый. Правильные установки

Все мы знаем историю – бесконечные «раскулачивания», изъятия собственности, войны, когда все пропадало. Наверное, среди нас нет людей, у которых в роду не было бы серьезных потерь. Из-за такого негативного опыта уже подсознательно передаются следующим поколениям установки: «не имей», «будь бедным, не высовывайся».

Задача родителей – не транслировать это дальше. Наоборот, нужно показать ребенку, что перед ним открыты все возможности, что он сможет быть кем захочет, когда вырастет. Большим директором с огромной зарплатой, крупным бизнесменом или великим художником, картины которого будут продаваться за миллионы долларов. Ребенка нужно настроить на то, что все возможно, нет ограничений, и если он захочет, то во взрослой жизни сможет достичь всего.