Разбираемся, можно ли математически просчитать выигрыш в лотерею и почему вероятность победы в рекламных играх выше.

Честный путь к богатству

Джозеф Джаггер (к слову, родственник знаменитого музыканта Rolling Stones) считается одним из первых, кто выиграл состояние в рулетку в Монте-Карло. Причем, выиграл благодаря математическому расчету. Было это в 1875 году. Джаггер работал инженером на хлопчатобумажной фабрике в Галифаксе в графстве Йоркшир. Как-то во время игры в рулетку он задумался над случайностью выпадения чисел. Разбираясь в механике, он допустил, что все колеса, изготавливаемые для игры в рулетку, немного отличаются друг от друга, поскольку имеют незначительные дефекты в своей конструкции. Джозеф предположил, что из-за определенного механического несовершенства на некоторых рулетках одни числа будут выпадать более часто, чем другие.

Джаггер нанял шестерых человек и отправил из играть в рулетку. Их задача была записывать все выпадающие числа. Из наблюдений Джаггер сделал вывод, что на одном из шести колес очень часто выпадали числа 7, 8, 9, 17, 18, 19, 22, 28 и 29. И Джозеф Джаггер начал игру. Выигрыш в первый день составил почти £ 14,000, еще за три дня из казино Джаггер вынес £ 60,000. Успех не остался не замеченным владельцами казино, и через пару дней колеса нескольких рулеток поменяли местами. Джаггер удивился, что начал постоянно проигрывать, и заметил, что у рулетки за его столом не то колесо. Он играл еще несколько дней подряд, но теперь все время проигрывал. В пересчете на современный курс Джаггер за четыре дня выиграл приблизительно 3 миллиона долларов. Он вложил эти деньги в недвижимость и больше никогда не играл в азартные игры.

Есть ли место холодному расчету

Есть ли место математическому расчету в играх, лотереях, где все же принято полагаться на везение – с таким вопросом мы обратились к Дмитрию Дагаеву, заместителю проректора, доценту кафедры высшей математики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и преподавателю курса «Теория игр» на Coursera.

– Решение о том, садиться ли за рулетку, брать ли в руки кости или карты, зависит от двух составляющих. Во-первых, это математическое ожидание результата игры – сколько в среднем можно в этой игре получить. Например, если лотерейный билет с вероятностью 0,1 будет приносить выигрыш 10 долларов, а с вероятностью 0,9 – ничего, то ожидаемый выигрыш участия в лотерее составляет 1 доллар. Во-вторых, это отношение игрока к риску. Если игрок относится к риску нейтрально, то при цене лотерейного билета выше 1 доллара, он не сядет играть в приведенную выше лотерею, а при цене меньше 1 доллара с удовольствием сыграет. Если игрок любит риск, то он будет готов заплатить за такой лотерейный билет больше 1 доллара. В любом случае, для принятия решения рациональному игроку нужно уметь просчитывать ожидаемый результат. Поэтому да, математический анализ игры нужно начинать еще до того, как сел в эту игру играть, – рассказывает Дмитрий.

– Интересно, каким образом теория игр трактует понятие «везение».

– Представьте, что вы договорились с другом подкинуть 10 раз монетку. Если выпадет 10 орлов, друг пообещал купить вам билет на футбол. Количество выпавших орлов – это случайная величина, причем выпадение 10 орлов – очень маловероятное событие (его вероятность примерно равна 0,001). Тем не менее, вероятность этого события не нулевая. Наступление маловероятного события, которое приносит выигрыш, в данном случае, выпадение 10 орлов, как раз можно трактовать как везение.

– Можно ли участвовать в лотереях, рекламных играх, придерживаясь какой-либо стратегии? Какие это могут быть стратегии?

– Конечно. Предположим, что вы с другом подбрасываете монетку, при выпадении орла выигрываете вы, при выпадении решки – друг. Давайте еще предположим, что перед каждым подбрасыванием вы можете выбирать размер ставки или принять решение о прекращении игры, а друг вынужден это решение принять. Тогда вы можете попробовать обыграть друга следующим образом. В первый раз вы поставите один доллар, если выиграли, то заканчиваете игру, если проиграли, то удваиваете ставку. Если во второй раз выиграли, то прекращаете игру (и остаетесь в выигрыше, заработав 2-1=1 доллар), если проиграли, то удваиваете ставку. Так вы поступаете до тех пор, пока однажды не выиграете. В момент выпадения орла вы прекращаете игру, а ваш общий выигрыш составит 1 доллар. Такая стратегия позволяет «гарантированно» заработать 1 доллар. Многие казино запрещают вход игрокам, которые используют подобные стратегии. Слово «гарантированно» я беру в кавычки по той причине, что есть обман: в реальности партнер может не согласиться удваивать ставки после каждой победы или у вас может не хватить денег для очередной ставки. Так что гарантированно выиграть все-таки не получится.

– Рекламные игры, лотерейные билеты, розыгрыши – есть ли для этого какая-либо классификация, основанная на вероятности выигрыша? Где вероятнее удача?

– Есть профессиональные организаторы лотерей, к ним же относятся казино. Они всегда на длинной дистанции останутся в плюсе просто по той причине, что все игры в казино имеют для игрока отрицательное математическое ожидание. Играть в такие игры для того, чтобы заработать, точно не стоит. Кроме этого, есть маркетинговые промо-акции, в которых математическое ожидание вполне может быть и положительным. Участие в таких акциях более безопасно для своего бюджета.


Вероятность выигрыша главного приза в самых известных лотереях

Megamillions – 1 к 175 711 536
PowerBall – 1 к 175 223 510
EuroMillions – 1 к 116 531 800
Eurojackpot – 1 к 59 325 280
La Primitiva –1 к 139 838 160
Гослото 6 из 45 1 к 8 145 060

Расчет vseloterei.com

Все истории – реальные

Выходит, что шанс выиграть в рекламных играх и маркетинговых акциях более вероятный, чем в лотереях. Мы нашли реальные истории белорусов, которым везло в рекламных играх.
Из всех вариантов рекламных игр, игры на накопление – самые распространенные. Вы собираете условленное количество вкладышей или крышечек и обмениваете их на подарок. Вознаграждение гарантировано – это простое и понятное «сотрудничество» с брендом, правда, будет казаться, что вы больше тратите, чем получаете.


Наталья Бегунович выиграла в МТБинго. В играх на накопление выбор подарка чаще всего ограничен, но в МТБинго – это более 700 призов. К тому же условия участия простое – пользоваться привычной услугой, рассчитываться картой. Наталья вместе с ребенком поставили на пенни-борд от онлайн-гипермаркета 21vek.by и выиграли его.


Игры-лотереи – самый заманчивый и интригующий тип рекламных игр, в которых призовой фонд стоит того, чтобы побороться. Конечно, риск и борьба условные, но вероятность выигрыша значительно меньше. Так как в игре-лотерее главный приз достается только одному, организаторы придумывают поощрительные призы для всех участников. Например, претендуя на главный приз, вы можете поучаствовать в розыгрыше других призов, где действует тот же принцип лотереи, но зато можно повысить свои шансы на выигрыш поощрительного приза.


Павел Климук из Минска ничего не делал, чтобы выиграть новый кроссовер Nissan. MasterCard и «Белоруснефть» проводили розыгрыши ценных призов среди тех, кто расплачивается карточками на заправках. Павел по привычке рассчитывался картой МТБанка на АЗС «Белоруснефть», а спустя месяц забрал ключи от нового авто. « Я никогда не играл в лотереи. Считаю, что деньги надо зарабатывать. Но это очень приятно, когда компании, услугами которых ты пользуешься ежедневно, проводят розыгрыши для своих клиентов», – рассказывает Павел Климук.

Играйте честно в честные игры

Если на математический расчет вы не полагаетесь, проверьте, насколько честны правила. Условия рекламной игры – это не просто подробное описание всех деталей, это общественный договор. Согласно белорусскому законодательству, компании обязаны регистрировать рекламные игры и следовать множеству правил. К примеру, в рекламных играх не могут участвовать сотрудники, их родственники. Для регистрации игры компания должна представить доказательства того, что призовой фонд сформирован еще до запуска игры. Деньги лежат на счету, а автомобиль ждет своего владельца в гараже.

Компания-организатор также тщательно отслеживает любые нарушения. Будь-то накрутка голосов в творческом конкурсе, регистрация в розыгрыше одного и того же чека несколько раз, указание недостоверных сведений или невыполнение всех условий договора – все проверяется многократно. Поэтому если участник решил «сломать систему», у него на выигрыш как раз и не остается никаких шансов.

Всегда читайте условия игры. Этот файл должен быть выложен на сайте компании. Проверяйте предложение поучаствовать в игре, которое вы увидели в соцсети или в почтовой рассылке. Если акция вам показалась привлекательной, зайдите на сайт компании. Если там ничего не сказано о предложении, будьте осторожны, чтобы не попасть в нечестную игру. Чтобы быть стопроцентно уверенным в честности проведения игры, приходите на розыгрыш. Кроме внутренних запретов для сотрудников на участие в играх, согласно законодательству участник рекламной игры может присутствовать на розыгрыше, где бы он ни проводился, чтобы посмотреть, как работает комиссии.

Помните про парадокс: достаточно ожидаемо, что на ваш билет не выпадет джек-пот или суперприз, но не следует при этом думать, что он не выпадет ни на один из билетов.