Минчанка Анастасия – счастливая обладательница водительского удостоверения, получить которое ей удалось… с пятого раза. Почему? Потому что реальное вождение и сдача экзамена в ГАИ – это совершенно разные вещи. Вместе с Анастасией мы прошли этот непростой путь от пешехода до автомобилиста и собрали полезные лайфхаки и рекомендации, которые будут полезны тем, кто собирается получить заветную «корочку».

Выбор автошколы

Первое, с чем столкнется каждый желающий получить права, – это выбор автошколы. В Минске их больше 100, стоимость обучения у всех примерно одинаковая. Есть фиксированная часть – за весь курс она составляет около 600 рублей. Однако в большинстве школ платные пересдачи – и зачетов, и экзаменов. Кроме того, вам придется, скорее всего, брать дополнительные занятия по вождению, одно стоит 25-30 рублей. Анастасия накатала 15 практических занятий.

Как правило, будущие курсанты стараются найти место недалеко от работы или дома. Но при этом нужно учитывать и то, где будут проводиться практические занятия – непосредственно вождение. Настя выбрала автошколу, лекции в которой как раз проходили недалеко от работы, а вождение – рядом с домом.

Месторасположение самой школы и автодрома – действительно важный фактор, поскольку все обучение будет отнимать у вас очень много времени и есть смысл попытаться его максимально сэкономить. Сначала занятия занимают всего два вечера в неделю: по 4 часа после работы – примерно с 18.00 до 22.00. Да, не все преподаватели держат курсантов так долго, но встречаются очень дотошные, которое раньше не отпускают и не разрешают «прогулы», и более того – требуют подготовки к каждому занятию. Через месяц после старта обучения начинается вождение. В итоге автошколе придется посвятить 4-5 вечеров в неделю + подготовка к занятиям и зачетам на выходных.

Если выбранная вами школа находится не в районе ул. Семашко, где проходит сдача итогового экзамена по вождению, будьте готовы к тому, чтобы брать дополнительные занятия и ездить именно там. Начинающим водителям бывает сложно ориентироваться в новой обстановке и экзамен «проваливается» не только на первой попытке.


Важный нюанс. У экзаменаторов в ГАИ есть «черный список» автошкол – узнайте, не входит ли в него выбранная вами школа, так как даже если вы там доучитесь, сдать экзамен в ГАИ будет крайне сложно – выпускников таких школ валят специально.

Процесс обучения

Обучение в автошколе делится на теорию и практику. Очень много времени уделяется именно теории. Вы будете решать километры тестов, сдавать кучу зачетов и допусков. В ГАИ же тест по теории включает всего 10 примитивных вопросов. Вот такая несправедливость.

Есть две программы, по которым сейчас учат в автошколах, – «Новый поворот» и «А-драйв». И вопросы в тесте ГАИ – из них обеих. Вторая гораздо сложнее, и многие автошколы обходятся без нее. Совет: если в вашей автошколе учат только по «Новому повороту», не поленитесь и купите «А-драйв», решите все тесты сами – не помешает.

Преподаватель по теории может вам просто зачитывать 4 часа главы из книжечки ПДД, а может объяснять популярно, с интересными примерами. Анастасии достался второй вариант, поэтому нудные правила ПДД зубрить не пришлось – весь материал преподносился очень доступно.

Что касается инструкторов, то с ними, особенно у девушек, случаются проблемы. Они бывают слишком резкими, могут повышать голос и даже использовать обсценную лексику. Девушек это выбивает из колеи, они нервничают и делают много ошибок. Совет – не бойтесь менять инструктора. Узнайте у других курсанток, наверняка в школе будет хоть один адекватный учитель вождения, и смело попросите администратора вас перезаписать к нему. Сами инструкторы к этому нормально относятся.

По сдаче внутренних зачетов и экзаменов по вождению. Здесь всего два зачета и один внутренний экзамен. По правилам, их должен принимать НЕ ваш инструктор, но, если он решит схитрить и принять зачет сам или поставить его просто так, честно откажитесь от этого. Когда рядом с вами садится новый человек, по-новому дает команды – это стресс, вы должны к нему привыкнуть.

Вишенка на торте – экзамены в ГАИ

Перед первым походом в ГАИ вам нужно оплатить экзамены (теория – около 8 рублей, практика – около 25 рублей) и сами права, «корочку», которую, вы, собственно, можете и не получить в итоге (около 49 рублей). Итого только на первом этапе в ГАИ вам нужно будет заплатить около 100 рублей. Каждая пересдача оплачивается дополнительно по вышеуказанной стоимости.

Теоритический экзамен – это тест из 10 вопросов с одним вариантом ответа. Если вы не купли диплом автошколы (ну, мы же взрослые с вами люди – понимаем, что такое возможно), то сдадите вы его легко. Если не перенервничаете. Соберитесь, времени хватает, чтобы сделать «вдох-выдох».

Практика делится в свою очередь на площадку и город. Анастасия с первого раза завалила даже площадку – просто разволновалась (девушка же!). Город сдавала трижды, опять же, главная причина неуспеха – стресс именно перед экзаменатором. Кстати, об экзаменаторах – о них, точнее об их нелояльности, ходит очень много слухов. Возможно, там и есть не самые приятные личности, но Насте такие не попадались – все были предельно вежливы и абсолютно непредвзяты. Да, они куда более строгие, чем экзаменаторы в автошколах. Но! Представьте. Принимающий несет полную ответственность за вас, машину, другие машины на дороге, пешеходов. Он вас видит в первый раз, он вас не учил вождению. Он не знает, что в целом вы хорошо водите. И если вы даже из-за стресса себя неадекватно ведете – дергаетесь из ряда в ряд или, что еще хуже, не уступаете пешеходам, он даст по тормозам и экзамен закончится.

Надо ли сдавать на своей машине и брать допзанятия? Настя в итоге успешно сдала и площадку, и город не на своей машине – на своей завалила. Но каждый раз перед пересдачей брала дополнительные занятия – минимум 3-4. Если у вас нет дома авто, вы в автошколе впервые сели за руль, то очень быстро будете терять навыки без практики. Неделя без «баранки» – и все, ты уже не можешь правильно вести себя за рулем, очень много помарок.

Еще один нюанс. Если у вас не минская регистрация, то вы можете сдавать в другом городе – сдавайте там. В любом областном или районном центре вам будет куда проще с вождением. Сейчас нельзя сдать теорию в Минске, а практику – в другом месте. Не пожалейте времени, съездите и сдайте все в регионе, если есть такая возможность.

 Статья затрат/кол-во  Стоимость за единицу  Итого
 Обучение в автошколе/1 600 р. 600 р.
 Пересдача зачетов/1 15 р. 15 р.
 Дополнительное вождение/15 25 р. 375 р.
 Водительское удостоверение с талоном/1 49 р. 49 р.
 Теоретический экзамен в ГАИ или его пересдача/1 8 р. 8 р.
 Практический экзамен в ГАИ или его пересдача/4 25 р. 100 р.
 Итого   1 147 р.

Бюджет

Перед тем, как записаться в автошколу, будьте морально и финансово готовы: получение прав – это долго и дорого. Анастасия начала обучение в декабре, а права получила в июне – через полгода.
Практический экзамен в ГАИ ничего общего с проверкой водительских навыков не имеет. Это просто стресс-тест и, в какой-то степени, проверка на везение. Поэтому, если не получилось с первого, со второго, третьего и так далее раза – не расстраивайтесь, пробуйте снова и снова. Запаситесь терпением и деньгами!