STA Logistic в профессиональной среде слывет самой обучающей компанией в логистике. Сколько стоит постоянно развивать сотрудников, нужна ли стратегия в нынешних реалиях и зачем создавать масштабную систему оценки эффективности персонала, МТБлогу в рамках проекта «Бизнес в стиле FLEX» рассказал основатель и генеральный директор компании STA Logistic Сергей Капустин.

Люди не любят, когда им продают, но обожают покупать

– На одном из тренингов я услышал мысль о том, что люди ненавидят, когда им продают, люди хотят покупать сами. После этого отдел продаж в компании был переименован в отдел по работе с клиентами. Это решение принесло свои плоды, но не сразу. Прошло время, прежде чем коллектив перестроился с техник продаж, которые предполагают некое давление и быстрое закрытие сделок любой ценой. Сегодня мы стремимся к другим моделям: мы хотим помочь бизнесу наших партнеров в развитии и принятии правильных решений. Отмечу, что в то же время в компании есть понятие годового плана продаж.

Управляемый рост – это важно

– Инерционный рост компании – это рост до 30%, который можно обеспечить проактивными тактиками управления, грамотным планированием и прогнозированием. Но если компания растет только так, то она лишает себя возможности реагировать на новые возможности рынка. Поэтому я считаю, что компании нужно уметь расти и инерционно, и инвестиционно, то есть вкладывать в новые компетенции и людей.

Работа по регламенту

– Я декларирую простую позицию: хорошо, когда в 18.30 в офисе нет сотрудников. Это говорит о правильно организованном рабочем процессе. Если люди задерживаются, то это может быть связано с единичным событием, но не должно превращаться в привычку. С другой стороны, если рабочий день начинается в 9.00, то сотрудник уже в это время должен четко и быстро отвечать на все вопросы клиента по статусу заказа, а не просить подождать, когда загрузится компьютер и система.

Инвестиции в правильных людей

– Человека нельзя ничего научить – он может только научиться сам. Поэтому мы инвестируем исключительно в тех людей, которые готовы учиться. Если мы выявляем отсутствие интереса, то мы отступаем. На собеседовании в компанию задается один из контрольных вопросов: готов ли человек одну субботу в месяц тратить на свое профессиональное развитие? Кандидат отвечает, и мы делаем соответствующие выводы. В целом к обучению сотрудников мы относимся очень серьезно и тратим на него около 200 тысяч долларов в год.

Обучение не являются самоцелью

– После каждого пройденного тренинга наши сотрудники пишут выводы и идеи, как можно улучшить процессы в компании. Обучение – не цель, а способ ее достижения. После тренинга начинается самый важный этап, и каждый отвечает на вопросы:

  • Что я буду делать нового?
  • Что я перестану делать старого?
  • Что из старого я начну делать иначе?

Если компания регулярно оплачивает повышение квалификации и тренинги, но ничего не меняется, то, на мой взгляд, проблема может быть в первых лицах, которые не показывают своим примером стремления к совершенству и трансформации и не становятся заказчиком изменений.

Знания должны оставаться в компании

– Задача любой компании – это забота о том, чтобы бизнес был выстроен с клиентами и партнерами, и чтобы знания в компании накапливались. Часто квалификация всей компании находится на кончиках пальцев ее работников. К примеру, есть мастер Федор, и он является супер-специалистом. Но нигде не описан процесс передачи квалификации от Федора к его преемнику. Если человек из компании уходит, то возникает критическая персоналозависимость. С моей точки зрения, в компании должны быть формы, в которых знания аккумулированы и подготовлены к трансляции будущим сотрудникам.

KPI – секрет успеха сотрудников

– В компании сегодня 340 сотрудников, и для их работы создана система из 540 KPI (ключевых показателей эффективности). У нового сотрудника это сначала вызывает недоумение, но со временем человек оценивает четкие правила работы в компании и рад тому, что он получает конкретные задачи и может объективно оценить свою работу. Грамотная система KPI не менее важна для управленца, ведь никакая система автоматизации не поможет, если руководитель не видит, что на самом деле происходит в компании.

Опыт показывает, что неэффективные решения в компании принимаются чаще всего на основе неверных данных, поэтому наша система KPI начала разрабатываться давно и постоянно совершенствуется.

Нужна ли стратегия?

– «СТА Логистик» сейчас не разрабатывает никакой стратегии, потому что мы понимаем, что как только мы выберем какую-либо стратегию, то сразу станем ее заложниками. Сегодня рынок очень быстро меняется и, имея стратегию, мы рискуем пропустить пока слабые, но важные сигналы рынка, и упустить море возможностей. Для нас сегодня важно расти в диапазоне управляемого роста и ставить новые рекорды, максимально внимательно смотреть на другие рынки и анализировать тенденции — это и является нашей стратегией.

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях.