Белорус Яков Бута несколько лет назад запустил свой стартап в медиа-сфере в Минске. За это время он сумел привлечь внимание инвесторов из США, куда и переехал развивать бизнес. Сегодня из разных точек Земли на отечественный стартап работает более 1000 человек! МТБлогу молодой бизнесмен рассказал, какие правила ведения своего дела диктует Новый свет.

От мечты до реализации – не один шаг

Яков Бута из Минска начал заниматься бизнесом в старших классах школы. Уже в 17 лет он оформил ИП и открыл магазин компьютерной техники. Но на первом курсе университета начинающий предприниматель устроился на работу – в службу новостей Белтелерадиокомпании. В итоге – шесть лет опыта работы на телевидении и почти столько же – руководителем коммуникационного агентства Like Media, которое появилось в 2013 году.

Как оказалось, самым востребованным направлением для агентства стало производство видео. Это была реклама, но иногда к ребятам обращались с российского телевидения с просьбами организовать съемки сюжетов в Минске. Так Яков пришел к идее выделить производство видео в сервис StringersHub и поставить на поток съемки за рубежом для внешних клиентов.

StringersHub представляет собой интернет-платформу, которая помогает телеканалам и другим медиа получить видео-контент самыми разными способами. Стрингеры работают по заданиям, предлагают актуальные для своих регионов темы, едут в «горячие точки». Этим контентом стартап делится с медиа.

Стрингер (корреспондент) – это журналист-фрилансер или внештатный репортер, который сотрудничает с одним или несколькими информационными и новостными агентствами в индивидуальном порядке.

Современные медиа остро нуждаются в кадрах, поэтому StringersHub быстро стал популярным. Кроме нашей страны, заказы стали поступать из России и Европы. Команда продолжала заниматься активным продвижением проекта, участвовала в конкурсах и в этом году свою поддержу стартапу предложил акселератор из Америки. Специалисты с другого континента связались с нашими ребятами онлайн. Акселератор Starta – с русскими корнями, основной офис компании находится в Нью-Йорке.

Бизнес акселераторов заключается в продвижении других компаний.

Этап первый. Подготовка документов

Первым встает вопрос открытия визы. Оказывается, открыть компанию можно по обычной визе B1/B2. Но устроиться на работу в свою же компанию гораздо сложнее: на это нужно получить специальное разрешение. Сам процесс регистрации несложный, чтобы максимально его упростить, можно обратиться за помощью к юристам. Вопрос регистрации бизнеса лучше доверить опытным специалистам. StringersHub посоветовали зарегистрировать в штате Дэлавэр. Прежде чем зарегистрировать компанию, юристы находят наиболее выгодный с точки зрения налогообложения вариант. Услуги юристов «под ключ» обошлись в 1500$.

Этап второй. Создайте подушку безопасности

– Главная поддержка акселераторов заключается в финансировании стартапов. Проект StringersHub американские специалисты оценили в два миллиона долларов. Семь процентов от стоимости стартапа достается акселератору Starta. Этап активного развития, в чем и заключается суть программы поддержки, длится от трех месяцев до полугода. Нашему стартапу выделили 40 тысяч долларов. Основные траты затрагивают бытовые сферы: жильё, питание, оплату специалистов. Кроме денег акселератор в любой момент готов к самой разной помощи. Будь то поиск бухгалтеров, юристов, дизайнеров, квартиры или пиар в СМИ, – рассказывает Яков Бута.

От белорусской части команды StringersHub в Нью-Йорк на три месяца полетел только основатель Яков Бута. Он рассказывает, что для того, чтобы в Америке обеспечить себя примерно такой же жизнью, как в Минске, нужно умножать свой белорусский доход в 7-10 раз. К примеру, если средняя зарплата в месяц в белорусской столице 500 долларов, жить в таких же условиях в Нью-Йорке придется с суммой в 5000$.

Жилье в шаговой доступности от офиса в американском мегаполисе обходится Якову около трех тысяч долларов в месяц. На питание в неделю уходит около 300 долларов. Говоря о передвижении, самый быстрый и дешевый способ – метро. Проездной на месяц стоит120 долларов. Поездка в такси в зависимости от расстояния – от 20 до 60$. Иметь свой личный автомобиль очень непрактично. И вовсе не из-за пробок: в городе плохо развита система парковок, а их стоимость в час равна поездке на такси в другой конец Нью-Йорка.

Этап третий. Найдите себя и выделяйтесь

– Сегодня в Америке компании и проекты захватывают самые различные области и сферы. В некоторых из них сумасшедшая конкуренция. Но вовсе не обязательно занимать только пустые ниши. Например, взять близкий Беларуси проект Juno, центр разработки которого находится в Минске! Созданный нашими ребятами онлайн-сервис по заказу такси обещает стать конкурентом Uber, – рассказывает Яков.

В Америке всё – это нетворкинг. В Нью-Йорке каждый день проходит огромное количество мероприятий. Активно посещая их, заводя новые ЗНАКОМСТВА, можно найти кого угодно: инвесторов, менторов, клиентов или пользователей. К примеру, в Starta Accelerator каждую неделю проходит питч-сессия с презентацией проектов. На них приглашают экспертов рынка. После выступлений общение затягивается ещё на несколько часов. В Нью-Йорке достаточно просто найти интересующую тебя компанию или инвестиционный фонд. К примеру, Яков презентовал свой проект на одном профильном мероприятии – European Tech Night. Тема была – «The future of media».

После выступления подошел парень, оказалось, что он партнер крупного фонда, который инвестировал в конкурентов. Удалось найти общий язык и возможности сотрудничества.

– Сейчас мы находимся в продвинутой стадии переговоров с международными игроками медийного рынка – CNN и Associated Press. С последними мы уже работаем, они платят деньги, и мы сейчас подписываем трёхмесячный контракт. На сайтах компаний можно найти в лучшем случае форму обратной связи или телефон горячей линии. Мы вышли на принимающих решение менеджеров по классическим схемам активных холодных продаж – соцсети с акцентом на Linkedin, переписка, личные встречи и рекомендации. Я считаю, что Нью-Йоркская локация в профиле в Linkedin ускоряет этот процесс и повышает конверсию. Потенциальный партнёр видит, что может назначить встречу с тобой хоть завтра. За последний месяц у меня больше двух тысяч новых контактов в LinkedIn, – рассказывает Яков.

Этап четвертый. Не останавливайтесь в поиске инвесторов

Холодный поиск инвесторов. В сети можно найти огромное количество бизнес-ангелов, инвесторов, фондов. Всем им можно писать, это та же самая воронка продаж. Важно помнить, что у них тоже есть такие воронки. Им интересна новая информация о проектах. Они могут не пойти навстречу сразу, но они начинают тебя вести, «трекать» с прицелом на будущее. Конверсия StringersHub – больше половины холодных контактов выливаются в продолжение общения.

Развитие отношений. На следующем этапе необходимо персонализировать обращение и думать, как себя преподнести. Во-первых, нужно, чтобы человек понимал, что вы написали лично ему. Второй момент – выбрать правильный формат. Не годится совсем поверхностное письмо, но и пространные тексты тоже отправлять не стоит.

– По моему личному опыту и мнению, пара небольших абзацев в письме и one pager о проекте в приложении. Самое важное – обозначить объём рынка, конкуренты, какую проблему решает проект. Таблицы, многостраничные презентации – это всё потом. Если ваш проект заинтересовал – идёте дальше, – делится опытом Яков.

Отслеживание коммуникаций. Ведите обычную, похожую на CRM таблицу с разными категориями инвесторов – США, Россия, отраслевые фонды и так далее.

Включайте инвесторов в регулярную рассылку. Предварительно уточните, согласны ли они на этот шаг. Очень важно с периодичностью примерно раз в месяц напоминать о себе и сообщать об успехах проекта. Если в бизнес-рутине ты не находишь поводов рассказать о своём прогрессе, это повод задуматься.

Помните, для чего всё это. Даже если у инвесторов в твоей базе контактов минимальный чек $1 млн и фокус на инвестициях со стадии А, а у тебя ещё совсем маленький стартап – ничего страшного. К тому моменту, когда ты попадёшь в их фокусную группу, они будут знать о тебе всё. А это значительно лучше, чем объявиться в такой момент из ниоткуда, – говорит Яков.

Этап пятый. Проявите настойчивость

Вот что напоследок советует сооснователь и генеральный директор медиаплатформы StringersHub Яков Бута:

– Важнейший элемент развития связей в США – инструмент личной рекомендации или introduction. Технически в большинстве случаев это реализуется так: тебя ставят в копию письма к интересующему тебя человеку, сопроводив это несколькими вводными словами о тебе и твоём проекте. При этом короткое описание, заготовку, обычно присылаешь ты сам, а представляющий тебя знакомый – посредник – добавляет к ней только несколько слов от себя. Как получить такую помощь? Здесь нужна определённая степень настойчивости и убедительности, не переходящей при этом в навязчивость. Многое зависит от тебя лично и от того, насколько ты можешь расположить человека к себе. Не нужно осаждать, давить, писать одновременно во все соцсети и мессенджеры. Ещё один совет для стартапов из Беларуси – скромность может помешать. Дело в том, что американцы с самого детства прокачивают навыки самопрезентации и представления своих достижений. Это проявляется и в личном общении, и в том, насколько подробно заполнены их профили в соцсетях, ориентированных на деловые коммуникации. Нужно как минимум не отставать и не бояться перегнуть.