Покупатель и продавец будут спорить до тех пор, пока существует предмет спора. Каждый отстаивает свои права, в то время, как закон старается примирить стороны и найти золотую середину справедливости. И все же, кто заплатит за «бесплатную» воду из-под крана? Сколько денег вернут за вещи, купленные по акции? За чей счет везти холодильник на диагностику в сервисный центр? Сегодня разберем типичные спорные ситуации из области прав потребителей.

Ситуация №1, карточная

Петя купил кроссовки по акции за 49,90 BYN вместо 79,90 BYN, заплатив пластиковой картой. В течение гарантийного срока кроссовки расклеились, пришлось везти их обратно в магазин. Только вот карточку Петя потерял, пока выгуливал обновку. Приходит он в магазин и просит вернуть деньги наличными, а продавец отказывается. Как быть?

Решение. Продавец прав. Возврат средств производится в том же порядке, в котором производился платеж. При этом не стоит удивляться, что деньги не возвращаются сразу, и за просрочку вам тоже никто не заплатит. Согласно пункту 1 Статьи 25 Закона о защите прав потребителей, продавец имеет право вернуть деньги в течение 7 дней с момента заявления требования о возврате денежных средств за товар ненадлежащего качества. Требование потребителя считается удовлетворенным в день, когда продавец произвел перечисление на счет, а не в день зачисления денежных средств (зачисление может занять несколько дней). Ну а Пете надо бы сделать новую карту взамен утерянной, а пока она будет изготавливаться – можно снять деньги по предъявлению паспорта со своего счета в ближайшем отделении своего банка.

Кстати, для Пети есть и хорошие новости. Акция в магазине уже закончилась, так что ему вернут стоимость кроссовок на момент возврата – не 49,90 BYN (как он заплатил), а 79,90 BYN. Такое правило работает для возврата некачественных вещей, проданных по акционной цене. Если бы Петя возвращал качественные кроссовки просто потому, что они ему не понравились, то ему вернули бы ровно столько, сколько он за них заплатил.

Ситуация №2, предзастольная

Дружный коллектив ООО «Ромашка» решил собраться в пятницу после напряженной рабочей недели в кафе. Но как-то все не заладилось. Лена пришла с своим шпицем по имени Грег, а администратор сказала, что вход в заведение с собаками запрещен. На Марка вообще посмотрели искоса и сказали, что по дресс-коду в кроссовках не положено. Володя обиженно спросил: «Ну а в туалет хоть можно?», но и ему отказали. Ребята начали спорить: где это видано, чтоб в кроссовках не пускали? Это же кэжуал: рубашка и кроссовки. Марка в таком виде даже в офис пускают, а тут такое. Ребята бы и дальше продолжили спорить, но Ленин шпиц Грег совсем не переносит ссор – эмоциональная натура. Пришлось уйти.

Какое-то совсем недружелюбное заведение. Или это правомерно?

Решение. Может быть, заведение и правда не очень дружелюбное, но все в рамках закона.

Во-первых, руководство кафе само решает, пускать или нет посетителей с животными. Это должно быть прописано во внутренних документах. Правила заведения должны быть едины для всех клиентов.

Во-вторых, Марку действительно могут запретить вход в кроссовках: понятие дресс-кода законно. Согласно пункту 2, Статьи 396 Гражданского кодекса, заведение общественного питания вправе устанавливать условия для обслуживания клиентов. В таком случае правила должны быть одинаковыми для всех, утверждены, опубликованы и однозначно понятны. Марк вправе запросить документ, в котором прописаны все правила дресс-кода.

В-третьих, разрешать ли посторонним ходить в туалет, заведение тоже решает самостоятельно.

Ранее объекты общепита должны были обустроить общественные туалеты или предоставлять доступ в служебные. Но обязанность стала рекомендацией после вступления в силу декрета № 7 от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».

Ребятам лучше выбрать другое место для пятничного вечера – и заранее выяснить все и про дресс-код, и про возможность посещения с животными.

Ситуация №3, романтическая

Для Аллы и Александра сегодня важный день – их первая серьезная годовщина! 5 лет вместе, как-никак. Александр подготовился, надел выглаженную белую рубашку, пришел с цветами, тысячу и один раз перепроверил, на месте ли подарок. Подарок был на месте – бордовая бархатная коробочка в нагрудном кармане. Алле точно понравится.

Стильное заведение, в котором проходит встреча, прямо кричит о высоких ценах. Алла сразу оценила обстановку: «Саш, а можно я просто воды попью, она же бесплатная?». Неловкость момента доходит до предела, когда Саша вспоминает, что все еще держит цветы в руках: «Это тебе!». Резкое движение руки с букетом роняет на пол бокал со стола, и он разбивается вдребезги. Пара решает покинуть заведение. Интересно, что будет в счете?

Решение. Действительно, сейчас многие заведения стараются сделать свой сервис максимально комфортным для клиентов. Поэтому бесплатно можно получить не только воду, но и хлеб, аперитив или блюдо от шефа. Однако это только по желанию заведения. В законодательстве такого не прописано. Для учреждения вода может быть таким же товаром, как и все остальное в меню. Поэтому и Алле, и вам могут с легкостью отказать в стакане воды. В том числе из-под крана, так как заведение еще и несет ответственность за безопасность своей продукции. А вдруг вы потом пожалуетесь, что водой отравились? Включать в счет воду или нет – решает заведение.

В случае с бокалом и правда вышло неловко. По сути, клиент, то есть Саша, должен оплатить испорченное имущество согласно статье 933 Гражданского кодекса. Но любая вина должна быть доказана. Вот если бы бокал упал от порыва ветра, то новый заведению пришлось бы покупать за свой счет.

Однако возмещение вреда происходит добровольно либо в судебном порядке. Пока правоохранительные органы не доказали вину клиента, никто не имеет права требовать немедленной компенсации. Навряд ли заведение и в самом деле станет обращаться в милицию, так что, зная свои права, можно отказаться платить за разбитую посуду – как минимум до момента вынесения судебного решения. Все же вряд ли дело дойдет до суда, но если заведение пойдет на принцип – в случае доказательства вины клиента ему придется возместить еще и судебные издержки.

Ситуация №4, распродажная

Егор приобрел две футболки, участвующие в рекламной акции. За первую по условиям акции пришлось заплатить полную стоимость, а на вторую распространялась 50%-ая скидка. Маме первая футболка не понравилась: «Может быть я ничего не понимаю в моде, но этот рисунок больше похож на грязные разводы». Егору важно мнение мамы, он решил вернуть эту футболку в магазин спустя неделю. А вот со второй майкой все в порядке. Даже одногруппники оценили.

В магазине просят доплатить за вторую футболку. «В смысле? Она же на акции была, у меня и чек остался». Егор в недоумении, а продавцы начинают злиться. Кто кому должен?

Решение. Магазин прав. Если Егор возвращает одну вещь, купленную в рамках рекламной акции, а вторую хочет оставить, то он перестает быть участником этой самой акции. Соответственно, продавцы вернут всю стоимость первой вещи, а вот за вторую придется доплатить по первоначальной цене.

Ситуация №5, холодильная

Марина купила холодильник. Уже в первую неделю на задней стенке начал образовываться снежный налет. Марину такая работа не устраивает, она требует замены недоброкачественного товара на товар надлежащего качества, согласно подпункту 1.1, пункта 1 Статьи 20 Закона о защите прав потребителей – эта норма применяется, если с момента покупки не прошло 14 дней. А на время замены просит дать ей безвозмездно во временное пользование аналогичный товар. Продавец вроде не против, у него есть такой же холодильник. Только вот платить за перевозку холодильников туда и обратно ему совсем не хочется. Марина упирается. Не унесет же она его на своих хрупких женских плечах. Кто прав и за чей счет будет работать грузчик?

Решение. Марина права. Продавец обязан предоставить ей аналогичный холодильник в трехдневный срок с момента предъявления требования. Также продавец должен обеспечить доставку рабочего холодильника Марине за свой счет, согласно части 1, пункта 2, Статьи 23 Закона о правах потребителей.

Холодильник относится к перечню технически сложных товаров, в отношении которых потребитель вправе требовать замены товара или возврата уплаченной за него денежной суммы по истечении 30 дней со дня передачи товара продавцом потребителю при обнаружении существенного недостатка в товаре или нарушении сроков безвозмездного устранения недостатков товара. Следовательно, продавцу придется оплатить грузоперевозку холодильников туда и обратно.

__

Спорных ситуаций по правам потребителей может возникнуть множество. А покупателю, который знает законы, будет гораздо проще найти выход даже из самой сложной ситуации. Пользуйтесь своими законными правами и не стесняйтесь их отстаивать.

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях!