Услышав слово «бренд», многие в первую очередь представляют себе логотип популярной компании вроде Apple, McDonalds или Zara. Раскрученные бренды помогают компаниям больше продавать, наращивать прибыль. Однако такой способ увеличения доходов доступен не только крупным корпорациям. Развить свой бренд и пожинать плоды может любой человек. Сегодня рассказываем, что такое личный бренд, зачем он нужен и как его создать.

Что такое личный бренд

Личный бренд – это, по сути, ваше имя. Оно должно стать узнаваемым для определенного круга людей, будь то широкая общественность либо небольшое количество специалистов в той или иной сфере. Стоит ли говорить, что чем лучше ваша репутация как человека и как профессионала, тем сильнее будет бренд?

Строго обозначенного списка профессий, представителям которых личный бренд необходим, не существует. Он может быть одинаково полезен предпринимателю, врачу-стоматологу, городскому активисту… Предприниматель благодаря личному бренду может сильно помочь своему бизнесу, обратив на себя внимание новых клиентов и деловых партнёров. Стоматолог получит очередь из пациентов, желающих попасть на прием. В таком специалисте будет заинтересована любая частная клиника, а при наличии возможностей можно будет подумать и об открытии собственного кабинета. Активисту будет проще собрать команду единомышленников и заручиться поддержкой.

С чего начать?

Личный бренд складывается из двух важных аспектов – репутации и охвата аудитории. Но прежде, чем начать их развивать, нужно подготовить почву. Бренд не может состоять из одной лишь популярности, не подкрепленной чем-то реальным. Выберите сферу, в которой являетесь экспертом, и транслируйте свой посыл аудитории в рамках этой сферы. Здесь важно не просто говорить ради того, чтобы сказать, а закладывать в каждое сообщение смысл и быть честным. Иначе аудитория быстро почувствует фальшь и отвернётся от вас.

Определитесь с позиционированием себя и ценностями, которые будете транслировать. Также стоит сформировать свой образ: поведение, манера речи, жесты, внешний вид. Постройте свою историю, чтобы люди понимали, кто вы и каков ваш жизненный путь. Здесь идёт речь не о придумывании красивой сказки, а о сборе и систематизации тех фактов из вашей жизни, которые важны для личного бренда и могут укрепить его.

Уделите внимание текущей конкуренции среди лидеров мнений в вашей сфере. Если то, что вы собираетесь рассказывать, уникально, то проблем никаких – интересная и ранее не озвученная тема будет пользоваться спросом. Если же ваш посыл не нов, стоит найти своё ключевое преимущество, отличие от других похожих личных брендов. Подчеркивайте свою уникальность, иначе есть вероятность затеряться в общей массе.

Ещё один важный пункт – цели работы. Чтобы деятельность по построению личного бренда обрела осязаемый смысл, поставьте для себя конкретные цели, например:

  • Благодаря развитию личного бренда я должен получать по 20 дополнительных клиентов в месяц через свои каналы коммуникации
  • Мне нужно познакомиться и установить контакты с Василием Петровичем, Екатериной Вадимовной и Анатолием Александровичем
  • Мне нужно увеличить количество подписчиков в социальных сетях до 20 000

Со временем цели можно корректировать, дополнять и заменять новыми. Чтобы достигать поставленных целей, понадобится план работы. Определите, сколько времени вы будете уделять работе над личным брендом, и обозначьте, чем конкретно должны заниматься.

Далее нужно определиться с целевой аудиторией. Личный бренд не обязательно должен быть сверхпопулярным и известным каждому, его главная задача – охватить нужных конкретно вам людей. Если вы планируете развивать свой бренд через блог популярной тематики, например, на YouTube, то ваша аудитория будет широка и вам необходимо определить её половозрастные, социальные и поведенческие характеристики, чтобы знать, для кого создавать контент. Если вам нужно завоевать репутацию в узких рабочих кругах, то определите конкретно эти круги, например: топ-менеджмент моей компании и компаний-конкурентов. Основываясь на этом, выбирайте каналы и способы охвата аудитории.

Кому-то больше подойдёт видеоблог, кто-то заведёт текстовый блог на имиджборде, кому-то удобнее будет достучаться до аудитории через экспертные публикации в СМИ. Также можно строить личный бренд на страницах в социальных сетях или выступать на офлайн мероприятих вроде конференций и лекций (можно организовывать и собственные). Не стоит замыкаться только на одном канале, по мере развития бренда можно подключать новые и использовать несколько самых эффективных одновременно. 

Как строить личный бренд

Завершив подготовительный этап, можно действовать. В соответствии со своим планом создавайте и публикуйте контент, участвуйте в мероприятиях и анализируйте эффект от работы. Со временем отметайте способы, которые не приносят желаемого эффекта, и пробуйте новые, которые помогут достичь ваших целей.

Среди основных типов контента можно выделить:

  • Сторителлинг о вашем профессиональном опыте, карьере, жизни;
  • Экспертное мнение с аналитикой, советами, обзором актуальных событий; примеры историй успехов и неудач в вашей сфере, их разбор;
  • Бэкстейдж-контент, то есть рассказ и показ внутренних процесов работы, обычно скрытых от общего взора;
  • Развлекательный контент – без него никуда. Это могут быть интерактивы для аудитории, игры и просто смешные публикации – как угодно;
  • Лайфстайл – рассказ о личной жизни, вкусах, интересах, хобби;
  • Мотивирующий контент. Примеры того, что подталкивает работать лично вас, и может подтолкнуть вашу аудиторию;
  • Знания и опыт. Это контент, который может обучить вашу аудиторию тому, чем владеете и вы сами.

Собрав из этих кирпичиков оптимальный для себя и своей аудитории паззл, составляйте ежемесячный контент-план и в процессе его осуществления не забывайте про анализ. Оценивайте эффект от проделанной работы, оставляйте только то, что работает, и пробуйте новые способы завоевания внимания людей.

Резюмируя, отметим, каких ошибок не стоит допускать при построении личного бренда:

  • Пропускать этап подготовки;
  • Не показывать своих уникальных особенностей;
  • Раскручивать бренд ради бренда, не имея реальной экспертизы;
  • Отдавать продвижение на аутсорсинг, не участвуя лично;
  • Не следовать плану и пропускать выполнение задач.

Слово эксперту 

Не станем ограничиваться теорией и обратимся за советами к эксперту, владелице собственного агентства по построению личного бренда Наталье Лёгкой.

Наталья Лёгкая

Очень часто люди начинают построение своего бренда с раскрутки, им кажется, что раскрутка – это и есть личный бренд. Это ошибка, потому что в основе личного бренда находятся три очень важные вещи. Во-первых, ваша личность, то, какой вы человек, какие у вас жизненные ценности. Второе – ваш профессионализм, профессиональная ниша, в которой вы будете развиваться. И третье – это ваша цель, глобальное видение того, куда вы идёте, зачем, почему это для вас важно и чего вы хотите этим добиться. Именно эти вещи нужно закладывать в основу построения сильного личного бренда.

Изначально я строила свой бренд как творческая единица – певица Берта, поэтесса, блогер, журналист. Когда у меня это стало получаться, когда это стало заметно в публичном поле, ко мне стали приходить люди с вопросом «Как ты это делаешь?».

Для построения своего бренда я уделяла внимание очень важным вещам: первая – профессионализм, вторая – отстройка от конкурентов. Я практикующий маркетолог и рассматриваю личный бренд с точки зрения маркетинга. Именно так и звучала моя отстройка: я маркетолог, я знаю, что с этим делать. Я хотела построить ассоциацию Наталья Лёгкая  – «Волшебный пендель» (Центр личного брендинга Натальи – прим. МТБлог). На это ушло где-то полтора года до момента, когда мы вышли на определённый уровень узнавания у людей. 

Сейчас я трачу не менее трёх-четырёх часов в день для работы над личным брендом, но нужно учитывать, что это и есть мой бизнес. Человек, который хочет выстраивать свой бренд в меньшей степени, может тратить на это около часа в день при условии, что он будет делегировать какие-то вопросы помощникам..

Личный бренд для меня равен увеличению эффективности того дела, которым вы занимаетесь. И в моём слуае мы увеличили стоимость обучения на курсе в 4 раза в то время, когда это были офлайн группы в Минске. В онлайне пока только в 2 раза, но мы стартанули недавно. Стоимость моей личной консультации выросла в 3 раза. Плюс появилась возможность влиять на общественное мнение в сфере культуры развития персонального брендинга. Ну и очень классный нетворкинг. У меня появилось огромное количество классных людей, которые могут быть полезны мне в будущем.

Какой совет я могу дать тем, кто собирается строить личный бренд? Не занимайтесь самодеятельностью, друзья мои. Изучите вопрос, посоветуйтесь с теми людьми, которым вы доверяете, у которых есть свой собственный личный бренд, которые близки вам эмоционально. Пройдите обучение, сделайте брендбук, создайте план работы. Не распыляйтесь, уделяйте этому достаточное количество вашего времени и внимания. Делайте это с любовью.. Не пытайтесь использовать стратегии других людей. Будьте собой, и всё у вас получится!

_________________________________

Построение личного бренда становится всё более распространённой практикой, и полностью игнорировать такой способ прокачки собственной карьеры не стоит. Как минимум, можно просто присмотреться к этому способу и подумать, готовы ли вы этим заниматься. Если да – не откладывайте. Желаем успехов!

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях!

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!