Международные образовательные программы – отличный способ бесплатно путешествовать по миру и привозить из каждой поездки багаж полезных знаний и знакомств. Недавно мы подробно рассказывали, что это за программы и как на них попасть, а также дали советы по подготовке резюме и его улучшению. Еще один важный этап в этом деле – подготовка мотивационного и рекомендательного письма. Продолжаем разбираться в тонкостях процесса вместе с Екатериной Андроновой.

За последние несколько лет Катя приняла участие в десятке различных образовательных проектов, провела несколько недель в старейшем женском колледже Кембриджа, несколько месяцев жила в Латвии, а также посетила Бельгию, Грузию, Литву, Германию и Швецию. Сегодня она делится накопленным опытом с читателями МТБлога.

Чем отличается мотивационное письмо от рекомендательного?

Один из самых важных вопросов для организатора программы – как ваше участие поможет достичь цели проекта, как вы примените полученные знания, что вы будете делать в будущем. Эту информацию организатор ожидает получить из мотивационного письма.

Рекомендательное письмо – это взгляд со стороны на вас и ваши успехи. Оно также является значимой ступенью для входа в программу: важный человек оказывает вам доверие и подтверждает вашу репутацию.

Как написать мотивационное письмо

В мотивационном письме не нужно подробно расписывать свою биографию. Эти сведения уже содержатся в резюме. Перед тем, как приступить непосредственно к написанию письма, сделайте следующее:

  • Составьте скелет вашего письма. Для этого изучите требования образовательной программы, разберите их, выделите самые главные и второстепенные, подберите к каждому пункту релевантную информацию о вас.
  • Соберите больше информации по программе. Изучите истории организаторов и выпускников, чем они занимаются, как им помогла программа, какие можно провести параллели с вами?
  • Подумайте, какие у вас профессиональные цели и планы. Проанализируйте, как в их осуществлении поможет образовательная программа.

После этого можно приступать к написанию мотивационного письма, придерживаясь следующих важных правил:

  • Самое важное размещайте в первых четырех предложениях.
  • Пишите конкретно о себе. В вас должны видеть личность, а не безликого кандидата.
  • Не копируйте резюме, рассказывайте историю, а не набор фактов о вас.
  • Акцентируйте внимание на деталях, не используйте общие слова. Каждая фраза должна быть связана с требованиями образовательной программы.
  • Проявляйте ваш интерес через знание деталей учебной программы.
  • Ваши личные цели должны вписываться в цели программы.
  • Не забывайте показывать динамику развития вашего интереса к теме, намерение и дальше развиваться в ней.
  • Удостоверьтесь в лаконичности, последовательности развития сюжета.

Если это ваше первое письмо – поищите примеры хороших писем, изучите и адаптируйте под себя (структура, выражения, приемы). Постепенно создавайте свою библиотеку мотивационных писем и отслеживайте их успех.

Хорошее мотивационное письмо включает в себя четыре основных части.

Часть 1. Представьтесь. В короткой, но ёмкой фразе расскажите, в чем ваш интерес и мотивация. Заинтригуйте читателя.

Часть 2. Покажите, почему именно эта программа важна лично для вас. Сместите фокус на самый релевантный, конкретный опыт. Напишите, сколько лет вы заняты темой образовательной программы. Тут можно продемонстрировать свою экспертность, применив несколько терминов.

Часть 3. Сосредоточьтесь на том, как образовательная программа связана с вашей работой. Продемонстрируйте, что внимательно изучили программу, лекторов, курсы.

Часть 4. Расскажите, что вы будете делать после проекта. Приведите конкретные примеры и поясните, как программа поможет осуществить вам задуманное. Закончите на позитивной ноте, выразите свою надежду стать частью проекта.

Подписывать мотивационное письмо не принято. Убедитесь в требованиях конкретного организатора и не забудьте понятно назвать документ – вашим именем и фамилией: Ivan.Ivanov.Motivation.pdf

Если хочется больше практики в написании мотивационных писем и резюме, можно пройти онлайн-курсы: вот вариант покороче, а вот – подлиннее. Если вы уже готовы писать, то можете воспользоваться сайтом Novoresume или одноимённым приложением с конструкторами мотивационных писем и резюме.

Как подготовить рекомендательное письмо

Рекомендательное письмо пишете не вы, а другой человек. Идеально, если он сочетает в себе следующие характеристики:

  • Достаточно хорошо вас знает
  • Высокого мнения о ваших талантах и качествах
  • Занимает руководящую или просто хорошо звучащую должность

Многое зависит от того, куда вы отправляете рекомендацию и какой свой опыт вы хотите продемонстрировать. Автором рекомендательного письма может быть ваш руководитель, преподаватель, лидер волонтерской команды, председатель общественной организации, в деятельность которой вы вовлечены, социальный педагог и администрация учебных заведений, коуч или тренер. В некоторых случаях рекомендателями также могут выступать коллеги, бизнес-партнёры, клиенты, друзья.

Запрашивая рекомендацию, опишите проект и обозначьте дату подачи документов. Это позволит написать релевантное письмо в срок. Отправьте рекомендателю и ваше резюме – так он сможет видеть более полную картину о вас.

Лучше заранее планировать и просить рекомендательные письма под конкретный проект. Помните, что вам оказывают услугу, будьте благодарны.

Если вы опасаетесь, что при необходимости у вас не будет возможности оперативно заручиться рекомендательным письмом, можно заранее подготовить и иметь парочку готовых писем общего характера в запасе. Но перед тем, как ими воспользоваться, обязательно спросите разрешения у вашего рекомендателя.

Рекомендателю в письме важно:

  1. Обосновать свою способность судить о кандидате
  2. Подтвердить опыт и компетенции кандидата
  3. Продемонстрировать свое доверие к кандидату
  4. Выразить уверенность, что кандидат оправдает доверие организатора и будет являться перспективным выпускником программы
  5. Показать, чем кандидат может быть лучше других претендентов, в чем его сильные стороны

Многие люди ни разу в жизни не писали рекомендательных писем, несмотря на то что обладают всеми необходимыми качествами для того, чтобы за кого-то поручиться. Если ваш потенциальный рекомендатель не знает, как правильно подготовить такое письмо, предложите ему следующую структуру:   

Шапка: Имя получателя письма, если известно. Если не известно, то в английском используйте фразу: «To whom it may concern». В русском просто пропустите.

Часть 1. Здесь рекомендатель должен обозначить, как долго он с вами знаком, в каком качестве вы сотрудничали. Благодаря этим сведениям комиссия сможет судить о том, насколько рекомендатель способен оценить кандидата.

Часть 2. История о кандидате. Здесь важно создать образ кандидата с помощью деталей, не используя общих слов. В фокусе нужно держать то, что важно для программы. Хорошо, если рекомендатель сможет на конкретных примерах продемонстрировать навыки, качества, сферы экспертизы, сильные стороны, другие профессиональные и личностные аспекты кандидата. Важно отметить инициативность, ответственность, умение работать в команде, приверженность ценностям, глубокий интерес к теме или проблеме.

Часть 3. Здесь нужно уверить комиссию в том, что кандидат – перспективный выпускник. Стоит сделать акцент на том, как он сможет применить знания в дальнейшей работе. Если это возможно – обозначить, какие релевантные программе проекты кандидат планирует осуществить в будущем. 

Часть 4. Рекомендатель должен упомянуть, в какой конкретно программе хочет принять участие кандидат. Стоит выразить уверенность, что он хорошо подходит для участия.

Часть 5. Нужно выразить готовность ответить на все дополнительные вопросы по кандидатуре и уточнить, как можно связаться с автором рекомендательного письма.

Завершение: Имя, должность, подпись рекомендателя.

Чтобы научиться писать рекомендательные письма, можно воспользоваться одним из приложений:

  • 500+ Free Recommendation Letter Formats/Samples – включает в себя подробные гайды, пояснения, советы и примеры писем для разных ситуаций и целей
  • Letter of Recommendation Sample – содержит множество шаблонов писем для разных случаев
  • Letter Templates – позволяет редактировать шаблоны и сохранять черновики прямо на телефоне, содержит советы и пояснения

Если ваша программа – с сильным академическим уклоном

Готовясь к подаче документов на академическую программу, будет полезно изучить, как принято писать мотивационные письма в академической среде той или иной страны. Пояснения и примеры писем можно посмотреть на сайте университетов:

__

Перед тем, как отправить заявку организаторам, еще раз убедитесь в ее целостности: все ваши документы (а могут потребоваться и эссе, и портфолио, и биография) должны складываться в общую картину, логичную и внушающую доверие. При этом документы должны не дублировать, а дополнять друг друга. Мотивационное и рекомендательное письмо – не исключение.

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!