2019-й можно назвать для Минска годом шеринга. Несколько сервисов по дистанционному прокату самокатов и велосипедов запустились именно в текущем сезоне, а на рынке каршеринга появился новый игрок. Как поделиться, чтобы прокатиться? Корреспондент МТБлога разбирался в теме.

ВЕЛОШЕРИНГ

Kolobike запустился в Минске с размахом. Свою лепту внес «черный пиар»: белорусы оставляли желтые велосипеды в самых непредсказуемых местах, сбрасывали в речку и заносили на крыши подъездов, а «подвигами» щедро делились в Instagram.

Наше знакомство с сервисом начинается с установки приложения, которое пока что работает в тестовом режиме. Регистрация – по номеру телефона, подтверждение – через смс. Привязать карточку до начала первой поездки можно в меню после установки приложения. С карты сразу списывается 1 рубль. Велосипедов в шаговой доступности оказалось несколько. Выбираем тот, что припаркован прямо под офисом. Для того чтобы начать поездку, сканируем QR-код. Приложение подсказывает, что отсканировать нужно дважды – один раз в рулевой части, второй раз – под сидением. Второй шаг – пополнение баланса минимум на 5 рублей. После этого действия велосипед разблокирован. Смартфон помещаем в специальное крепление на руле. Вещь отличная, потому что мы вышли из офиса без рюкзака и положить гаджет было некуда. Крепление вполне надежное. Велосипед ведет себя в поездке хорошо. Передачи переключаются, педали крутятся, руль поворачивается, заехать на невысокий бордюр можно без проблем. Не спеша едем в направлении ТЦ «Замок», там оставляем велосипед на специальной парковке и блокируем замок, тем самым завершаем поездку. Деньги автоматически списываются с нашего баланса.

Мнение МТБлога

Если велосипед – стиль жизни, то лучше купить собственный. Да, его нужно где-то парковать, хранить зимой и заниматься техобслуживанием, но он будем легкий, удобным, с нужными вам «наворотами», и вы сможете передать его по наследству вашим детям или продать на Куфаре, накатавшись вдоволь.

Тем не менее, сервис от Kolobike вполне приятный, велосипеды подходят для «прогулочной» езды и кажутся довольно прочными, не люфтят и не скрипят. Тормоза не очень отзывчивые, но в целом ездить можно.

КИКШЕРИНГ

Кикшеринг зародился в Санта-Монике (штат Калифорния, США) в сентябре 2017 года. В этом городе исторически жители пользовались самокатами, чтобы не стоять в пробках. А еще в Санта-Монике лето круглый год (температура ночью никогда не опускается ниже 10 градусов), и люди в режиме «шеринг экономи» живут не первую пятилетку.

В Минске, несмотря на несформированность менталитета и более суровый климат, сегодня заявлены 3 сервиса проката электросамокатов:

  • Ямото-Самокато
  • Eleven
  • Kolobike

Тестировать электросамокаты мы решили у сервиса Eleven (у Kolobike уже тестировали велосипеды, а Ямото-Самокато позиционирует себя как сервис для компаний, которые хотят запустить самокатный парк для своих сотрудников). Все начинается с установки приложения. Регистрация максимально простая, интерфейс приятный. Приложение сразу просит привязать карту, с которой будут списываться деньги. Если вы пользователь UBER или Яндекс.Такси, то разберетесь с первой попытки во всех опциях программы.

На карте видны доступные для проката самокаты. Через приложение можно узнать уровень «заряженности» каждого девайса, номер его регистрации в системе, а также стоимость удовольствия – 2 BYN за «посадку» и 30 копеек каждая минута. В радиусе 1,5 км их более 30 штук, а около ТЦ «Замок», куда мы приехали на велосипеде, на отдельной парковке у остановки общественного транспорта стоит сразу 5 самокатов. Все они фирмы Xiaomi.

Разблокировать самокат можно, как и велосипед Kolobike, отсканировав QR-код. Отталкиваемся от земли привычным движением, нажимаем большим пальцем правой руки специальную кнопку – и самокат мгновенно набираем большую скорость. С непривычки можно не удержаться. Едем обратно в офис. Ощущение непривычное: легкость управления и маневренность в сочетании с хорошей скоростью и попутным ветром моментально бодрят. Самокат очень устойчивый, справляется с нашей «недобезбарьерной» средой, но на бордюрах выше 3 см мы спешиваемся, чтобы не рисковать. Дорожки, выложенные плиткой, отзываются в электросамокате тихим скрипом. Всю дорогу думаем о креплении для смартфона – нам его не хватало и пришлось разместить гаджет в кармане.

Самокат оставляем на велопарковке, и завершаем поездку через приложение. Система просит сделать фото оставленного самоката и отправить в сервисную поддержку. Этот шаг можно пропустить, но фото сделать не сложно.

Мнение МТБлога

Если ездить на таком транспорте с Зеленого луга до Немиги на работу и обратно (40 мин в одну сторону), то лучше сразу купить самокат себе в собственность, потому что «покатушки» на арендованном обойдутся в $150 в месяц. Но если вам нужно эффектное фото в Instagram или просто хочется после рабочего дня промчаться с ветерком по велодорожке, тогда шеринг электросамокатов – то, что нужно. Попробовать хотя бы один раз стоит. Но, как справедливо отмечали еще до нас белорусские СМИ, электросамокат по тарифам такси вряд ли для кого-то сможет стать альтернативным средством передвижения.

Чтобы прокатиться за мороженым в магазин на велике и вернуться обратно на электросамокате, мы потратили 10,3 рубля. Ехали не спеша, пару минут в совокупности «убили» на светофорах, но при всем при этом считаем поездку неоправданно дорогой. Потому что Яндекс довез бы нас туда и обратно рублей за семь. Из плюсов – подышали воздухом и получили плюсик в карму от экологов.

КАРШЕРИНГ

Первый каршеринг в Минске появился еще в 2017 году, а этим летом на рынок пришел уже третий сервис. Мы установили приложения всех трех игроков – Anytime, Везуха и Hello. Принцип работы у программ конкурирующих сервисов одинаковый. Регистрация по номеру телефона, подтверждение через смс, далее делимся персональными данными, фотографируем паспорт и водительское удостоверение и высылаем через приложение в службу поддержки. Если все хорошо, уже через 5-7 минут вы можете взять авто в аренду. Подтверждение заявки приходит в приложение и дублируется на e-mail. Важный момент: загрузить заранее заготовленное фото не получится. Все фото делаются именно в момент регистрации. Звонят ли сервисы клиентам, если есть вопросы с документами? Возможно, но в нашем случае вопросов не было. Также до первой поездки нужно привязать карту.

По уровню авто сервисы принципиально не отличаются. Отличия по стоимости тоже минимальны, цена варьируется от 0,29 до 0,32 рублей в минуту. Два часа непрерывного вождения обойдутся в 35-38 рублей.

– Все едут и все исправно тормозят, – шутит наш водитель, который помогал в тестировании. Примечательно, что у Anytime машин больше, чем у конкурентов.

Прелесть в том, что никаких бумажных документов подписывать не нужно. Все дистанционно и просто. На нестандартные ситуации техподдержка реагирует быстро. Например, наш водитель завершил поездку через приложение до того, как вышел из машины и двери авто оказались заблокированными. В течение двух минут представители сервиса, который мы на тот момент тестировали, перезвонили водителю, разблокировали двери дистанционно, а после все также дистанционно закрыли машину.

Мнение МТБлога

В отличие от велосипедов и электросамокатов, шеринг авто решает очень понятную и насущную проблему и не страдает от сезонности. Есть права, но пока нет авто или оно в ремонте, а может, хочется бюджетно доехать до аэропорта? В подобных случаях каршеринг рулит. Прокатились с удовольствием. Все сервисы хороши.

Не будем рассуждать о готовности белорусского менталитета к шеринговым сервисам и о том, что гарантии качества авто, самоката и велосипеда очень условные. Скажем просто: «Это работает!». Пользуйтесь смелее.

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях!