Стремление заработать деньги у многих вырабатывается если не с детского, то с подросткового возраста. Некоторые решаются на этот шаг вынуждено, некоторые стремятся к самостоятельности и независимости от родителей, а кто-то хочет поскорее перешагнуть период учебы, приступив к работе. Каким бы ни был стимул ребенка или подростка зарабатывать деньги, такая инициатива вызывает уважение. Мы собрали несколько детских историй самостоятельного заработка и спросили психолога, как деньги и поощрение ими ребенка влияют на личность и семейные отношения.

Полина, 10 класс

Мотивацией первого заработка послужила простая истина – не скучать дома. Вначале меня просто попросили помочь разово, а в последствии получилось так, что я стала полноценным помощником. Одна моя знакомая работает дизайнером, и она взяла меня с собой украшать ресторан в одном из торговых центров. Платили около 15-20 рублей за час. Я работала целый день, и заработок получался солидным – выходило около 80-100 рублей за рабочий день. В общей сложности я провела там 4 дня.  

Потом вместе с этой же подругой-дизайнером мы начали принимать участие в других проектах. Так, однажды мы создавали для одного ресторана меню. Создание композиции для фото и сама фотосессия длилась всего день, и я получила 50 рублей. Деньги, вырученные от подработок, я потратила на ноутбук, чему родители были рады. Теперь моя подруга время от времени задействует меня для других проектов.

Даша, 9 класс

Я давно мечтала зарабатывать сама, а не просить деньги у родителей на какие-то вещи, которые хочется или нужно купить. К поиску возможности первого заработка меня мотивировало то, что я смогу купить себе что-то и ни с кем не советоваться. Кроме того, в какой-то степени это самостоятельность и ответственность. Я занимаюсь расклейкой или раздачей листовок, меня официально оформили. Это работа по свободному графику. Она занимает по 4-5 часов несколько дней в неделю. За одну партию расклейки – а это примерно 1500 листовок – я получаю 50 рублей. А за раздачу я получаю около 20 рублей за стопку 300 штук. Самое сложное – это не попадаться под руку недовольных тем, что ты делаешь. И нужно успеть вложиться в определенный период времени: кто-то просит расклеить все листовки до определенного дня недели, выбрасывать листовки нельзя, иногда на скорость влияет погода. Но этот заработок дал мне возможность покупать в большинстве своем все, что захочется. Родители к моей работе отнеслись нормально. Сначала они переживали, что это будет мешать учебе, но этого не произошло. Я научилась совмещать, и мне это нравится.

Диана, 8 класс

Я решила найти работу на лето, так как есть свободное время. Мотивировало меня к этому желание побыть самодостаточной. Просто в какой-то момент понимаешь, что ты уже не маленький ребенок, и родители не станут покупать любую игрушку просто так. За это лето я уже успела поработать в детском творческом центре. Там я помогала составлять списки детей, приглядывала за ними. Работала в день по 2-4 часа и получала 10-15 рублей. Всего в неделю у меня было 2-3 рабочих дня. Все деньги, которые заработала, я отложила: хочу накопить и купить себе ноутбук. Родители к моему желанию работать отнеслись с пониманием, главное условие для них было такое: «не пытайся прыгнуть выше головы и стать независимой, будучи ребенком». Сейчас центр не так активно ведет занятия, но как только они возобновят работу в привычном режиме, я буду продолжать с ними сотрудничество.

Степан, 9 класс

Первый раз я начал самостоятельно зарабатывать летом. Захотел иметь собственные деньги, чтобы самостоятельно решать, где и как их потратить. В этом году я две недели работал в школьном лагере примерно 4 – 5 часов в день. Работа была разная: от уборки территории до сборки парт и стульев. Ещё получилось так, что в школе был запланирован демонтаж старого советского гардероба – я принимал участие и в этой работе. Работать мне очень понравилось, жду предложения от школы на последующие месяцы лета. Плюс мне официально оформили трудовую книжку и сделали банковскую карту. В сумме я заработал 190 рублей.

Работать в школьном лагере не трудно, а заодно можно заработать авторитет среди учителей и директора. Есть возможность проявить себя не только как ученик, но и как человек.

Прошлым летом я подрабатывал в офисе у своего дяди. Работал в течение 2 недель, заработал 80 рублей, занимался рассылкой электронных писем, отвечал на звонки. Но это работа мне не очень понравилась – было скучно.

Любовь, 5 класс

Однажды я наткнулась на видео на ютубе, увидела одного популярного блогера, которая делала слаймы (слайм – игрушка-лизун, прим.ред.). Мне было очень интересно, как она их делает, как с ними играет. И я подумала, почему бы мне этим не заняться? Первый раз слайм у меня не вышел. Но после просмотра нескольких видео и пробы нескольких разных рецептов у меня всё получилось! Я поняла, что хочу продавать слаймы. У меня получилось заработать уже 6 рублей. Я продала 3 слайма и планирую активно продолжать это делать!

———-

В каждой семье свои взаимоотношения с деньгами. Некоторые родители поощряют ребенка материально, к примеру, за домашние дела. Правильно ли это, мы спросили у психолога. А также поинтересовались, о чем говорит стремление ребенка зарабатывать деньги с ранних лет.

Анжелика Станкевич, психолог, гештальт-терапевт

Если ребенок с малых лет стремится иметь свои постоянные доходы, это может быть следствием смещения границ в отношениях с родителями. Как в сторону излишнего контроля, так и в сторону попустительского отношения. И в том, и в другом случае ребенком будет двигать тревога. Но если желание иметь доходы в доподростковый период проявляется не как самоцель, а как попытка получить новый опыт, осуществить желание, получить удовольствие, познать себя, то это вполне естественно.

В подростковом возрасте ко всему перечисленному добавляется потребность формировать, исследовать, расширять свои границы. Подростку хочется своей личной территории, независимости. Деньги будут играть важную роль в удовлетворении этих потребностей. Поэтому родителям важно поддерживать желание подростка заработать.   

Деньги для ребенка не должны быть связаны с обязанностями в семье: вскопал картошку, вынес мусор, сходил в магазин. Эта работа – обязанность всех членов семьи. Если только он не превзошел самого себя в этом деле. Не должны быть привязаны деньги напрямую и к результатам. Результат – это следствие усилий. Ценны именно усилия: стать взрослее, сильнее, самостоятельнее. Вот за это можно подарить деньги.  

Пример: мой 10-летний сын просил купить велосипед, но денег на покупку не хватало. Ребенок придумал заработать деньги, разгружая арбузы на базаре. За два вечера ему заплатили условно 20 рублей при том, что велосипед стоил условно 200. Но он так устал, что едва мог пошевелиться. Мы с мужем были впечатлены этим поступком. И муж достал остальные деньги на велосипед, вручив их сыну со словами «это тебе за упорство в стремлении, настойчивость и смелость».

Резюмирую: стимулом для развития ребенка должны быть не деньги, а признание родителя. Деньги не должны быть подменой выражения этого признания. Деньги могут быть дополнением к признанию усилий ребенка стать взрослее

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях!