Утилизационный сбор в Беларуси. Кто и как должен его платить?
Многие белорусы отлично разбираются в самых популярных налогах – подоходном, земельном, едином налоге. Но есть и другие платежи, которые иногда нужно делать в бюджет. Среди них – утилизационный сбор. Сегодня разбираемся, кто должен его платить и в какие сроки.
Что за налог?
Утилизационный сбор – это плата, которую берет государство в качестве компенсации за вывоз и утилизацию старого, нерабочего и неиспользуемого автотранспорта. Налог был введен в Беларуси в 2014 году.
С точки зрения закона сбор регулируется статьями 300-307 главы 28 Особенной части Налогового кодекса, а также Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 «Об утилизации транспортных средств».
Кто платит?
Уплата утилизационного сбора касается всех, кто ввозит автотранспорт в нашу страну из-за границы. Это и обычные граждане, и индивидуальные предприниматели, и юридические лица.
Как рассчитать налог?
Размер утилизационного сбора для каждой единицы транспорта внутри страны рассчитывается индивидуально и зависит от типа авто, его возраста, объема двигателя и назначения. Например, при ввозе электромобиля возрастом до 3 лет нужно оплатить 544,5 рублей, старше 7 лет — 1225,1 рублей. Для авто с двигателями внутреннего сгорания сбор стартует от 1652,2 руб и может достигать десятков тысяч рублей – чем старше машина, чем мощнее ее двигатель, тем выше будет цена.
Отметим, что расчет утилизационного сбора для физических лиц и для юридических лиц не отличается. Ниже приводим актуальные ставки, утвержденные Советом Министров Республики Беларусь с 1 января 2021 года:
№ п/п | Транспортные средства (ТС) по видам и категориям согласно ТР/ТС 018/2011 | Ставки утилизационного сбора в зависимости от даты выпуска транспортного средства | ||
До 3х лет | От 3х до 7 лет | Старше 7 лет | ||
1 | ТС с электродвигателем: | |||
— М1 | 544,5 | 816,7 | 816,7 | |
— М2 (более 8 мест для сидения кроме места водителя, масса до 5 тонн), М3 (более 8 мест для сидения кроме места водителя, масса более 5 тонн) | 4900,5 | 8167,5 | 8167,5 | |
2 | ТС М1 с ДВС: | |||
— не более 1000 куб. см. | 1652,2 | 5771,7 | 8657,6 | |
— от 1000 до 2000 куб.см. | 6115,2 | 8995,1 | 13492,7 | |
— от 2000 до 3000 куб. см. | 9652,7 | 17554,7 | 26332,1 | |
— от 3000 до 3500 куб. см. | 8898,6 | 31036,5 | 46554,8 | |
более 3500 куб.см. | 15253,7 | 38125,9 | 57188,9 | |
3 | ТС М2, М3 с ДВС: | |||
— не более 2500 куб. см. | 4900,5 | 8167,5 | 12251,3 | |
— от 2500 до 5000 куб.см. | 9801,0 | 24502,5 | 36753,8 | |
— от 5000 до 10000 куб. см. | 13068,0 | 35937,0 | 53905,5 | |
более 10000 куб.см. | 16335,0 | 42471,0 | 63706,5 | |
4 | Все ТС категории N, т.е. не менее 4 колес, предназначены для перевозки грузов массой: | |||
— до 2,5 т. | 4083,7 | 7187,4 | 10781,1 | |
— от 2,5 до 3,5 т. | 6534,0 | 10209,4 | 15314,1 | |
— от 3,5 до 5 т. | 8167,5 | 13068,0 | 19602,0 | |
— от 5 до 8 т. | 8984,2 | 37243,8 | 55865,7 | |
— от 8 до 12 т. | 10944,4 | 56437,5 | 84656,3 | |
— от 12 до 20 т. | 12006,3 | 82165,0 | 123247,5 | |
— от 20 до 30 т. | 12600,0 | 86300,0 | 129450,0 | |
— от 30 до 50 т. | 23685,7 | 96376,5 | 144564,8 | |
5 | Самосвалы массой: | |||
— от 50 до 80 т. | 111078,0 | 253029,1 | 379543,7 | |
— от 80 до 350 т. | 204187,5 | 261360,0 | 392040,0 | |
— от 350 т. | 302197,5 | 326700,0 | 490050,0 | |
6 | Прицепы и полуприцепы массой свыше 10т. | — | 38640,0 | 57960,0 |
Когда нужно платить?
Утилизационный сбор оплачивается на границе непосредственно во время таможенного оформления автомобиля. Только после оплаты этого налога автовладелец сможет поставить машину на учет в ГАИ. Деньги отправляются на счет Минской центральной таможни вне зависимости от того, через какой таможенный пункт был ввезен транспорт. Для оформления оплаты налога на таможне нужно предъявить договор купли-продажи и паспорт владельца авто. Платеж также можно сделать самостоятельно через ЕРИП. Квитанция потребуется в ГАИ при постановке автомобиля на учет.
Кто может не платить утилизационный сбор?
В Налоговом кодексе описаны случаи, в которых может не оплачиваться утилизационный сбор. Речь идет о машинах для безвозмездной помощи, для официального использования в консульствах и дипломатических представительствах, автомобилях, используемых для соблюдения интересов госбезопасности и некоторых других.
__
Утилизационный сбор – одна из причин, почему ввозить авто в Беларусь из-за границы не всегда выгодно. Обязательно заранее узнайте, какую сумму нужно будет заплатить вам, если планируете покупку машины за пределами территории нашей страны. Ни гвоздя, ни жезла!
Люди делятся на две категории: тех, кто активно пользуется манибэком, и тех, кто не может подобрать себе подходящую пла...
В апреле 2014 года Халва вышла на старт с тремя сотнями магазинов в качестве партнеров и под лозунгом «карта рассрочки ...
Как купить квартиру и не прогадать? Подводных камней очень много, и мелочей, на которые надо обратить внимание, тоже не...
Устрицы, шоколад ручной работы, дыни с Хоккайдо: весь гастрономический мир сегодня у нас в руках. А бывает дорого, вкус...