Ссылка успешно скопирована!

Готовим авто к зиме: полное руководство по обслуживанию, защите и нужным товарам в дорогу

2804
3
Время чтения: 7 минут (-ы)

Машины зимы не боятся, им не холодно — холодно водителям, когда нужно как-то открыть замерзший замок или быстро найти провода для прикуривания. Подготовка авто к зиме нужна не для галочки, а для экономии нервов, денег и времени на очевидных поломках. Начинать ее стоит заранее — как только температура стабильно опускается ниже +5°C. Именно в этот период автомобиль тоже переходит в зимний режим, просто не сообщает об этом вслух. Как правильно подготовить авто к зиме? Чтобы все было сухо, комфортно и безопасно, пройдитесь по списку автодел и покупок, который подготовил для вас МТБлог.

Меняем летние шины на зимние

Даже подготовка автомобиля к зиме для чайников начинается с этого. В Правилах дорожного движения сказано, что зимние шины необходимо использовать в период с 1 декабря по 1 марта. Нужно ли ждать календарной зимы, чтобы «переобуться»? Нет. Эксперты советуют ехать на шиномонтаж, когда на улице температура в диапазоне 5–7 градусов со знаком плюс.

Зачем менять резину? Летние шины при низких температурах становятся жестче, соответственно, сцепление с дорогой ухудшается; зимние же сделаны из материалов, которые менее склонны затвердевать на морозе. Плюс рисунок протектора на покрышках, предназначенных для холодов, другой.

Новые шины выбирайте в удобном Каталоге Onliner, а при покупке используйте карту Onliner Клевер. Еще нет Клевера? Оформляйте карту бесплатно, не выходя из дома, и возвращайте 5% бонусными рублями на карту Onliner Клевер за покупки в Каталоге Onliner при оплате через Onliner Pay.

По поводу всесезонной резины мнения разнятся. Кто-то считает ее вполне приемлемым компромиссом: на заснеженной трассе лучше такие шины, чем летние. В то же время есть риск купить шины all-season, которые выпускаются для стран с теплым климатом, где зимние температуры стабильно держатся около нуля.

Покупаем щетки стеклоочистителей

Зимой приходится в разы чаще пользоваться стеклоочистителями, а механическая нагрузка на них возрастает. Вы знали, что есть зимние щетки? Они одеваются в специальный резиновый чехол, поэтому не забиваются снегом. Или покупайте бескаркасные.

Замки и уплотнители

Достаточно одного ночного перепада температур, чтобы дверь не открылась. Чтобы избежать этого, резиновые уплотнители обрабатывают силиконовой смазкой — она не дает влаге впитываться и предотвращает примерзание.

Замки защищают аэрозольным размораживателем или графитовой смазкой. Купите маленький флакон. Только не держите его в бардачке (сами знаете почему).

Проверяем систему охлаждения и печку

Зимой двигатель работает на пределе, и именно система охлаждения отвечает не только за температуру мотора, но и за тепло в салоне. Первое, что нужно проверить, — это уровень антифриза. Он должен находиться между отметками минимума и максимума в расширительном бачке. Жидкость не расходуется сама по себе, поэтому, если уровень падает, где-то есть течь, и ее нужно искать до морозов.

Печка считается исправной, если начинает дуть теплом через 5–10 минут работы двигателя. Если воздух остается холодным, возможно, закис термостат, засорился радиатор отопителя или есть воздушная пробка в системе. В большинстве случаев помогает промывка системы охлаждения — процедура занимает около часа и выполняется в сервисе.

Ставим дополнительную термозащиту

Чтобы зимой мотор прогревался быстрее, а салон не остужался на каждом светофоре или на трассе, стоит добавить базовую термоизоляцию. В подкапотном пространстве используют утеплитель капота или зимнюю шторку на радиатор — они удерживают тепло и защищают аккумулятор от переохлаждения.

В салоне помогают накидки с подогревом на сиденья и на руль (если таких нет в комплектации) — они начинают греть сразу после запуска, пока печка еще «раскачивается».

Для ежедневных утренних поездок можно рассмотреть предпусковой подогреватель, но это уже решение из разряда «комфорт по максимуму».

Проверяем аккумулятор

При низких температурах нагрузка на любую батарею возрастает. Вместе с этим всегда рвется там, где было тонко. В зиму нужно входить с исправным аккумулятором.

Перед зимой проверьте напряжение на клеммах аккумулятора: в норме оно должно быть 12,6—12,8 В. Если напряжение ниже 12,4 В, батарею нужно зарядить или заменить.

Не забывайте в сильные морозы отключать все энергопотребители перед запуском двигателя, чтобы облегчить нагрузку на батарею.

Обратите внимание на клеммы и контакты. Коррозия на клеммах ухудшает проводимость, что может усложнить запуск двигателя.

Если вы пользуетесь обслуживаемым аккумулятором, проверьте плотность электролита.

Сокращайте расходы на авто вместе с Автокартой! Возвращайте 2% при покупке топлива на АЗС в Беларуси, а у автопартнеров – до 10%! Дополнительно при оплате любых покупок на карту возвращается до 1%. А чтобы контролировать финансы, получайте бесплатное информирование о расчетах. Более 1500 автопартнеров уже ждут, чтобы поделиться мани-бэком с Автокартой.

Меняем масло в двигателе

При отрицательных температурах масло густеет, циркулирует медленнее и дольше доходит до всех узлов. Именно в момент холодного пуска происходит основной износ деталей, поэтому важно, чтобы масло сразу было «подвижным». Для зимы используют составы с вязкостью 0W или 5W — они быстрее прокачиваются и облегчают запуск.

Если масло не менялось больше года или 10 тысяч километров, тянуть до весны не стоит, даже если по регламенту еще не пришло время. Старое масло теряет свойства и хуже защищает двигатель в мороз.

Подготовка дизельного авто к зиме

У дизеля главное слабое место — топливо. Летняя солярка уже при −5°C кристаллизуется и не проходит через систему, из-за чего мотор просто не заводится. Поэтому перед зимой нужно полностью перейти на зимнее или арктическое дизтопливо, при желании добавлять антигелеобразователь — только до заправки, а не после.

Топливный фильтр лучше заменить заранее, так как он первым ловит парафин и воду. И еще одно правило — не ездить «на лампочке»: чем меньше топлива в баке, тем быстрее образуются конденсат и лед. Все остальные этапы подготовки такие же, как у бензинового автомобиля.

Осматриваем тормозную систему

Стандартный интервал для проверки тормозной системы — 10–12 тысяч километров. Но к зиме не помешает провести дополнительный осмотр.

Проверить стоит толщину тормозных колодок, дисков, а также шланги. Если колодки уже изношены, а диски имеют явные признаки коррозии или трещины, лучше заменить их, не дожидаясь морозов.

Проверяем состояние ремней и шлангов

Не стоит забывать и о проверке тормозных шлангов на наличие микротрещин, так как из-за резких перепадов температур они могут деформироваться и терять свою герметичность. При низких температурах ремни и резиновые шланги имеют свойство трескаться и рассыхаться. Особенно уязвимыми считаются ремень генератора и ремень привода вспомогательных агрегатов. Трещины, потертости, расслоения и другие явные признаки износа показывают, что необходимо сменить ремень ГРМ, пока он не оборвался.

Обрабатываем кузов

Подготовка кузова авто к зиме начинается до наступления холодов. Один из самых эффективных способов — нанести специальный воск или жидкое стекло, которые защищают кузов от царапин и сколов, уменьшают негативное воздействие химических реагентов, а также повышают водо- и грязеотталкивающие свойства кузова. Кроме того, антикоррозийные средства можно использовать для днища, арок и скрытых полостей кузова.

Проверяем осветительные приборы

Зимой темнеет рано, поэтому фары должны быть полностью исправны и отрегулированы. Если вас беспокоит работа реле указателей поворота, ближнего/дальнего света, то лучше снять все вопросы уже сейчас.

Обязательно очистите фары от грязи и налета, чтобы они давали максимально яркий и четкий свет. Если фары покрылись желтизной или потускнели, стоит рассмотреть вариант с полировкой — она восстанавливает оптические свойства пластиковых рассеивателей света.

Меняем коврики

Для дополнительного комфорта в салоне можно рассмотреть установку подогрева сидений, руля. Электроподогрев значительно увеличивает комфорт, особенно в первые минуты поездки. Кроме того, можно установить предпусковой подогреватель — специальное устройство, которое заранее прогревает двигатель и салон. Это существенно сэкономит время на утренний прогрев и продлит срок службы двигателя.

Также стоит обратить внимание на коврики в салоне: текстильные на зиму лучше заменить резиновыми или полиуретановыми, которые не впитывают влагу. Это предотвратит образование луж в салоне и защитит металлические детали днища от коррозии. Лучше выбирать коврики с высокими бортиками и множеством ячеек, которые удерживают воду и грязь.

Что купить и положить в машину


1. Незамерзающая жидкость

Важно не только держать запас в багажнике, но и заранее заменить летний состав (или воду) на зимний, иначе остатки летней жидкости в системе могут замерзнуть, повредив насос или шланги. Выбирайте жидкость с содержанием этилового спирта.

2. Антипробуксовочные траки

Пластиковые или металлические траки — это небольшие накладки под колеса, которые обеспечивают сцепление их на льду и глубоком снегу.

Есть еще цепи противоскольжения при движении по заснеженным и ледяным дорогам. Вариантов пробуксовочной «одежды» на колеса сейчас много. Не забудьте заранее потренироваться одевать ее, чтобы в нужный момент быстро справиться с трудностями.

3. Трос

Обычный или динамический трос, который смягчает рывки, снижая нагрузку на машину при вытаскивании ее из снега. Выбирайте трос с разрывной нагрузкой не менее трех масс вашего автомобиля.

4. Пускозарядное устройство для двигателя (ПЗУ)

ПЗУ пригодится, если аккумулятор разрядится в мороз. При выборе устройства обращайте внимание на его емкость и ток запуска. Для большинства легковых машин достаточно 300—400 А. Лайфхак: храните ПЗУ дома, а не в машине, ведь на холоде оно быстро теряет заряд. Если зарядное устройство оборудовано встроенным фонарем или портами для зарядки гаджетов, оно может быть использовано не только для запуска двигателя, но и для подзарядки телефона в экстренной ситуации.

5. Кабели для аккумулятора

При выборе кабелей для «прикуривания» обратите внимание на их длину (лучше от 2 м) и сечение провода (не менее 16 мм²). Слишком тонкие кабели могут перегреваться и не передадут нужный ток.

6. Размораживатель для замка

Маленький флакон с размораживателем занимает минимум места, но может быстро вернуть доступ в машину, если замки замерзли.

7. Поляризационные очки

Поляризационные очки уменьшают блики от снега и льда, улучшая видимость и снижая утомляемость глаз. Выбирайте модели с желтыми или янтарными линзами: они лучше фильтруют отраженный свет и делают контуры объектов более четкими, особенно в сумерках и при плохой видимости.

8. Плед

Пусть будет!

9. Лопата для снега

Компактная или складная лопата поможет расчистить место вокруг колес или убрать снег перед выездом.

10. Скребок для наледи, щетка для снега и перчатки

Можно ждать, пока нагретый салон растопит снег и лед на стеклах машины, но быстрее будет надеть перчатки и раскидать его вручную.

Проще сделать заранее

Подготовка машины к зиме — это не сложный ремонт, а набор понятных действий, которые можно выполнить за один выходной. Чем раньше это сделано, тем меньше шансов внезапно остаться с незапускающимся двигателем, застучавшими тормозами или примерзшими дверями. Если нет желания или навыков проверять машину самостоятельно, любую из перечисленных процедур можно доверить автосервису.

Читайте нас в Telegram первыми узнавайте о новых статьях!
Вас также может заинтересовать
23 Окт 2025 · Социум Готовим авто к зиме: полное руководство по обслуживанию, защите и нужным товарам в дорогу

Машины зимы не боятся, им не холодно — холодно водителям, когда нужно как-то открыть замерзший замок или быстро найти п...

2804
3
7 минут(ы)
20 Окт 2025 · Социум Что подарить на День отца в 2025 году: идеи подарков от детей и жены, традиции праздника в Беларуси

День отца появился в календаре белорусских праздников относительно недавно — в 2022 году. Дату 21 октября выбрали не сл...

4847
0
4 минут(ы)
10 Окт 2025 · Социум Что подарить на День матери — 2025 и как провести этот день с мамой

День матери отмечается в разных странах мира, хотя даты могут варьироваться. В Европе, Китае, США и Японии это второе в...

6157
0
4 минут(ы)
06 Окт 2025 · Социум Осенняя хандра: как справиться с упадком сил и тоской

Сентябрь в этом году был теплым и солнечным, настоящий четвертый месяц лета. А вот октябрь решил не церемониться и напо...

1681
0
6 минут(ы)