Как выстроить правильную логистику в быстро меняющемся мире?
В последние годы мир стремительно менялся. Пандемия, цифровизация, смена политических векторов — эти и многие другие факторы сильно повлияли на все аспекты нашей жизни, включая бизнес. Вслед за мировой торговлей период нестабильности пережила и логистика. Пандемия и глобальный локдаун заставили большинство компаний перестроить традиционные бизнес-модели, выйти на незнакомые рынки, а также изучить новые логистические маршруты.
МТБанк продолжает серию мероприятий в рамках проекта «Бизнес в стиле Flex». Последний бизнес-завтрак состоялся с CEO компании RTL Alliance Геннадием Гогения и финансовым директором RTL Alliance Максимом Додолевым. Сегодня в МТБлоге мы делимся основными изменениями в сфере логистики, которые обсуждались на мероприятии.
Главные тенденции в логистике
Геннадий Гогения считает, что ключевыми для логистики Беларуси стали смена вектора на восточный, а также переход с колес на рельсы:
— Контейнерная логистика — это общемировая тенденция. Согласно свежим данным, контейнеры объемом 40 футов используются для транспортировки более 70% мирового товарооборота. Многие из наших клиентов отдают им предпочтение из-за надежности и адекватных цен. А железнодорожный сервис ценят за скорость и регулярность.
Мы учитываем все тенденции, и RTL Alliance предлагает собственные альтернативные логистические решения, включая разработанные нашими специалистами маршруты и цифровые технологии, уникальные для нашего региона. Этот подход помогал нам преодолевать препятствия во время пандемии и помогает сейчас. Мы консолидировали сервис и стараемся предоставлять сразу готовый комплексный логистический продукт: от складских услуг до финансовых. Но всегда с выгодными для нас и клиента условиями.
Какое будущее ждет логистику?
Геннадий Гогения отмечает, что будущее логистической сферы предугадать очень трудно. Оно находится в прямой зависимости от рынка. Поэтому актуальность компаний будет определяться их способностью быстро адаптироваться к новым изменениям при помощи современных подходов и технологий. Так, за 2022 год контейнерные перевозки между Китаем и Беларусью выросли в пять раз, что повлекло за собой дефицит контейнеров и вагонов. В свете этого особую ценность приобретают опытные специалисты и цифровые решения:
— Пандемия не только разобщила сформировавшиеся партнерства, разорвала связи, но и ускорила процесс цифровизации в логистике. На волне этой революции мы разработали и запустили нашу цифровую логистическую платформу, которая повышает качество сервиса, упрощает процесс бронирования и позволяет поставщику отслеживать путь товара.
Одновременно с этим мы вложили средства и усилия в людей: разработали системы постоянного повышения квалификации наших сотрудников, программы поддержки логистических стартапов молодых специалистов и выпускников профильных вузов, планы стажировок студентов. Собственно, основные риски, с которыми сталкиваются все логистические компании, лежат именно в этих плоскостях – дефицит высококвалифицированных специалистов и постоянный рост факторов, которые мы не способны в полной мере контролировать.
Геннадий Гогения отмечает следующие риски в сфере логистики, которые невозможно контролировать в полной мере:
- торговые ограничения,
- закрытие границ,
- сокращение парка перевозчиков,
- изменения курсов валют.
Управление рисками в сфере логистики
Полностью обезопасить себя от финансовых потерь нельзя. Однако, при грамотном подходе к управлению финансовыми рисками их можно минимизировать. Компания RTL Alliance в этой области опирается на опыт банковской системы. Из нее в логистику переняли:
- наличие отдельной структуры по управлению рисками;
- портфельный анализ клиентских активов;
- валютную позицию;
- кредитный комитет.
Стоит начать управление рисками с диверсификации поставщиков услуг и клиентов. Не зависеть от одного или нескольких подрядчиков, а выбирать разных в зависимости от способа доставки, маршрута и типа груза, условий расчетов. Все это позволит избежать проблем с качеством, сроками и ценами услуг.
Еще два важных аспекта – это гибкость и страхование грузов. Необходимо адаптировать логистическую цепочку к условиям нестабильности:
- использовать моделирование как метод анализа рисков и оптимизации процессов;
- учитывать максимальное количество различных сценариев развития ситуации на рынке (санкционные ограничения, загруженность портов и пограничных переходов и т.д.);
- быть готовым к возможным изменениям в спросе, предложении, законодательстве и инфраструктуре.
Не стоит забывать и о страховании грузов и гражданской ответственности экспедитора, что позволит минимизировать убытки в случае нанесения ущерба грузу. Обращать пристальное внимание на репутацию и финансовую устойчивость партнеров и заказчиков. Еще один риск – валютный:
— Чтобы управлять им, мы хеджируем свои валютные позиции, используя внутренние и внешние методы. При этом мы часто рекомендуем клиентам использовать партнерскую программу финансирования ЗАРАЗ с целью фиксации стоимости услуг за оказанные транспортно-экспедиционные услуги в белорусских рублях.
Мы можем финансировать клиентов (предоставлять возможность отсрочки платежа за транспортно-экспедиционные услуги). А также тесно сотрудничаем с банками для получения выгодных всем условий финансирования.
Оформите кредит для бизнеса ЗАРАЗ на сумму до 555 000 BYN без залогов. Средства под 0,00000000001% можно использовать для оплаты товаров и услуг у партнеров программы без перехода на РКО и без открытия расчетного счета. Поддержка вашего бизнеса может быть выгодной ЗАРАЗ!
Следующий шаг в минимизации рисков – это постоянный анализ. Необходимо отслеживать показатели эффективности и результативности, сравнивать их с плановыми и бенчмарками:
— Необходимо проводить регулярные аудиты, контролировать соблюдение стандартов и процедур, устранять причины отклонений и нарушений. Также немаловажно обучать и мотивировать свой персонал, повышать его квалификацию и компетенции в области безопасности и управления финансовыми рисками.
Однако не всегда превентивные мероприятия способны полностью обезопасить вас. Управление рисками должно включать инвестиции в комплексное страховое покрытие для защиты груза. Геннадий Гогения рекомендует разработать детальный план действий на случай потенциальных сбоев или чрезвычайных ситуаций:
— Что вы делаете, когда собираетесь отправиться в путешествие по пересеченной местности? Вы не просто садитесь в машину и чудесным образом надеетесь на лучшее. Если вы хотите, чтобы ваше путешествие прошло гладко, необходимо подготовиться. Например, вы не отправитесь в путь без карты или GPS, без лопаты и троса. Точно так же и в мире управления грузовыми перевозками. Хорошо продуманная стратегия — это единственный путь к успеху. Чтобы избежать любых потенциальных осложнений, крайне важно начать с четкого плана, соответствующего вашим бизнес-целям, и использовать анализ данных для управления цепочкой поставок. Вот ваша дорожная карта:
- Определите четкие цели для своей стратегии управления грузоперевозками;
- Адаптируйте свой подход в соответствии с вашей конкретной отраслью и потребностями клиентов;
- Выберите наиболее подходящий вид транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, а лучше смешанный.
Отдельное внимание стоит уделить оптимизации маршрута. В этом эффективно помогает современное программное обеспечение, благодаря которому можно составить не только самый оптимальный маршрут, но и корректировать его в режиме реального времени.
Время возможностей
В компании уверены, что трансформация логистической сферы еще не завершилась. И умение быстро адаптироваться к новым реалиям станет ключом к успеху:
— В RTL Alliance есть расхожая фраза «Кризис — это время возможностей». Едва ли не каждую неделю приходит информация о нововведениях на границах, изменениях в стоимости фрахта, новых транспортных коридорах. На фоне скачкообразного роста объемов грузоперевозок после снятия ковидных ограничений рынок отыграл назад и теперь колеблется в поиске баланса.
Мы считаем, что основа успеха – это высокая экспертиза и новая культура логистики. Она объединяет в себе аналитику, цифровизацию, этику отношений с бизнес-партнерами, комплексный подход к работе с клиентами. Мы смогли занять лидирующие позиции на рынке благодаря тому, что у нас в команде работают настоящие эксперты и профессионалы. Именно поэтому наш опыт востребован и за пределами Беларуси. За два года мы выступили на более чем 70 площадках в 4 странах, где поделились своим опытом в логистике, менеджменте, цифровизации.
Будущее готовит новые вызовы, а мы отвечаем новыми инструментами и решениями. Важно следить за развитием трендов, при этом учитывать особенности и потребности своего бизнеса. И, несмотря ни на что, идти вперед.
Ежедневная готовка отнимает немало сил и времени. Неважно, работаете вы в офисе, на удаленке или взяли на себя заботы о...
Вместе с консультантом по инвестициям Александром Приходько, начальником управления инвестиционного бизнеса МТБанка, пр...
В рубрике «Свои люди» необычный выпуск. Сегодня мы расскажем не об одном человеке и его бизнесе, а о целом сообществе —...
По факту уже лето, и давно пора выбираться на природу: походить босиком по траве, пожарить мясо, поваляться на земле и ...