В жизни крайне важно доставлять самому себе маленькие радости и удовольствия: зайти в кафе на чашку любимого кофе, сходить в новое место на обед или провести прекрасный вечер с друзьями в уютном ресторанчике… Казалось бы, что может омрачить приятное времяпровождение? К сожалению, что угодно. Невежливый администратор, плохой сервис, неудачное блюдо… Сегодня рассказываем о том, какие права имеет любой посетитель предприятий общественного питания и как он может их защитить.

Кеды, стиль, охранник на входе

Оказывались ли вы в ситуации, когда вам в ресторане или в кафе отказали в обслуживании? Ситуация достаточно неприятная, особенно если вы настроились именно на это место, эту музыку и эту кухню. По каким причинам это может произойти? Первая и объективная: в заведении банально нет мест, а вы заблаговременно не забронировали столик в пятничный или субботний вечер. В этом случае к кафе претензий быть не может.

Могут ли не пустить в кафе по причине того, что вы не проходите фейс-контроль? Да, запросто. В посещении могут отказать, если ваш вид не соответствует внутренним правилам заведения. И эти правила кафе и рестораны устанавливают сами. Единственное, что здесь можно посоветовать – заранее выяснить, есть ли дресс-код в заведении, которое вы присмотрели для романтического ужина или веселья с друзьями.

Плащ, ключи, кошелёк

Итак, мы прошли фейс-контроль и оказались внутри заведения. Часто в кафе мы видим объявление о том, что администрация не несет ответственности за ценные вещи, оставленные в гардеробе. И это правильно, это закон. Но если вы видите объявление о том, что заведение в принципе не несет ответственности за какие-либо вещи, оставленные в гардеробе — это нарушение ваших прав.

В чем разница? Дело в том, что в кафе должны обеспечить гостей гардеробом или поставить вешалку в зале. Заведение несет ответственность за вашу одежду. А вот если вы оставили в кармане куртки свою зарплату и кто-то из посетителей ее украл, то заведение будет ни при чем.

Вес, размер, степень прожарки

Могут ли отказать в обслуживании в кафе, мы уже разобрались, теперь давайте заглянем в меню. К сожалению, далеко не все заведения четко указывают вес блюда, все без исключения ингредиенты, время приготовления и калорийность – и здесь нет никаких нарушений. Однако вы имеете право очень подробно расспросить обо всем официанта, а он должен знать всю «подноготную» еды на отлично! Если цена блюда указана за 100 грамм, то можно поинтересоваться итоговым весом. Покупатель имеет право получить эту информацию еще до заказа.

К слову, оценить разнообразие меню и стоимость блюд посетитель может прямо на входе. Совершенно нормально попросить меню до того, как вы сядете за столик, если вы первый раз в этом месте. Вы сэкономите и свое время, и время официантов.

Не вкусно! Унесите!

Нередко бывает, что еда на картинках выглядит замечательно, а при появлении блюда восторг улетучивается. Можно ли отказаться от блюда в ресторане? В целом – да. Это может случиться по причине того, что блюдо готовилось час вместо обещанных 30 минут: тогда клиент имеет право уйти и не заплатить. Если в салате со шпинатом отсутствует шпинат – это тоже весомый повод для разговора с официантом. На практике такие ситуации, как правило, решаются отказом от блюда, скидкой на заказ или бесплатным приготовлением нового блюда. В любом случае, услуга должна быть оказана качественно. Если же вы просто передумали обедать, а приготовленная еда при этом соответствует всем нормам — заплатить за нее все же придется.

Рассмотрим другой случай. Вы решили устроить настоящий пир, заказали в кафе первое, второе и третье, и тут вас внезапно вызывает начальство. Нужно уходить, так и не пообедав. В этом случае можно посоветовать объяснить ситуацию официанту и договориться покрыть расходы кафе только на то блюдо, которое уже начали готовить. Заведение, которое дорожит своей репутацией, не возьмет с вас лишних денег.

Улыбка, счет, благодарность

Нужно ли оставлять чаевые в кафе? Как хотите. Чаевые – это добровольная благодарность гостя за хорошее обслуживание. Если оно таковым не было или вас смутили другие нюансы, вы вправе воздержаться от чаевых. Здесь также стоит отметить, что сотрудники заведения должны заранее получить ваше согласие на включение в счет любых дополнительных услуг, будь то обслуживание или шоу-программа.  Без вашего одобрения требовать с вас деньги после — незаконно.

Что делать, если….

Права потребителей в кафе, барах и ресторанах защищаются не только законом, но и здравым смыслом. Если у вас возникли проблемы, стоит для начала пригласить администратора или другое ответственное лицо, объяснить ситуацию и свою позицию и попробовать решить вопрос полюбовно. Если стороны действительно хотят договориться, то разговор выйдет коротким и продуктивным.

Если договориться не получается, то каждый посетитель заведения вправе попросить книгу жалоб и предложений и изложить свое видение ситуации. Кроме описания неприятных событий там можно указать желаемую компенсацию: например, возврат средств за ужин или личные извинения. Как правило, администрация не заинтересована в том, чтобы другие посетители видели нелицеприятные отзывы и заявления гостей о плохом сервисе, так что намерение оставить памятную запись может подвигнуть заведение признать свои ошибки перед клиентом.

Если ситуация вопиющая, ответственные лица отказываются идти на контакт, а внутри вас бурлит негодование и ярость, то всегда можно обратиться за защитой своих прав к государственным органам. Например, если вы нашли в тарелке таракана, то легко можно отправить электронное обращение с описанием этого случая в санитарно-эпидемиологическую службу города Минска. Это будет забота не только о своих нервах, но и о благополучии других посетителей заведения. Хотя надеемся, что подобных ситуаций в вашей жизни не произойдет.  

Все же посещение кафе и ресторанов — это в первую очередь приятное времяпрепровождение. А со знанием своих прав как потребителя вы сможете постоять за себя и найти решение в любой ситуации.

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях!