Руслан Костевич — необычный подросток. Ему всего 15, он учится в школе в небольшом агрогородке Ляды Червенского района. Но при этом Руслан умудряется общаться со многими бизнесменами и запускает свои проекты.

Откуда у подростка мысли о бизнесе

— Осознание того, что я хочу быть предпринимателем и запускать свои проекты, пришло в 14 лет, когда я был в 8 классе.

Все началось с того, что я стал участником бизнес-проекта нашей школы. Он называется “Денежное дерево”. Суть в том, что ребята делают и продают веники, метлы, сувенирную продукцию, кухонную утварь и прочее — из древесины. Одна из выпускниц школы, чей отец работает лесником, заметила, что после вырубки остается много веток, которые никто не использует, а ведь их вполне можно пустить в дело.

В школе приняли такую идею, и она заработала.

Вначале я присоединился к проекту как маркетолог. Поскольку знаний о бизнесе и маркетинге у меня не было, пришлось предварительно прочитать много книг. И я понял, что мне интересно изучать эту сферу.

В “Денежном дереве” я занялся продвижением продукции через соцсети и продажами: созванивался с частными банями, вел настоящие переговоры. Один из самых крупных заказов — 200 веников, за которые мы получили 300 рублей.

Сейчас я стал руководителем этого проекта. В среднем мой заработок составляет немного — около 100 рублей в месяц.

А потом в школу пришло приглашение присоединиться к курсам Центра развития молодежного предпринимательства при БГУ. Обучение было платным — $60 за курс, занятия проводились раз в неделю в Минске на протяжении полугода. Я так хотел узнать больше о бизнесе, что сразу согласился и уговорил родителей дать мне возможность учиться на этих курсах.

Каждую неделю я ездил на занятия, и все новое, что узнавал, сразу старался применить в нашем школьном бизнес-проекте.

Этот опыт еще больше вдохновил меня заниматься предпринимательством. Для меня было важным, что человек может работать на себя, делать то, что действительно хочет, и достигать своих собственных целей, а не целей работодателя.

Свои проекты

Прошлым летом я запустил свой первый личный проект — сервис по поиску работы LiteJob. Вначале нашей целью было помочь найти работу именно подросткам. Но в итоге сервисом пользуются и взрослые.

Когда идея появилась, я рассказал о ней человеку, с которым познакомился на одной из инвестиционных платформ. Он откликнулся и начал финансово нас поддерживать.

Мы стали рекламироваться в популярных сообществах — «Минск сейчас», «Беларусь в настоящее время», «Твой Минск». Также купили и закрепили на неделю пост в группе «Работа в Минске». Всего потратили чуть более 800 рублей.

И люди начали обращаться. В первое время еле-еле успевали со всеми работать.

На старте проекта мы вручную мониторили сайты с вакансиями, но сейчас нам их просто присылают. Проекту меньше года, и за это время через наш сервис работу нашли более 300 человек.

Планировали запускать свой сайт, но пока отказались от этой идеи, так как это дополнительные расходы, которые на данной стадии проекту не нужны.

Площадкой для сервиса выступает паблик ВКонтакте, там больше 3 тысяч подписчиков.

Над проектом работают 3 человека — я, редактор, который обрабатывает тексты вакансий, что присылают наниматели, и аналитик, который смотрит за тем, как растет сообщество. Все мы занимаемся LiteJob на добровольной основе, двое других ребят – тоже подростки, которые, как и я, получают опыт работы над каким-то реальным самостоятельным проектом. Все средства, которые сейчас вливаются, например, на платное продвижение в соцсети, — это мои личные средства.

На данный момент сервис не монетизируется, но мы решаем этот вопрос. Пока видим следующие варианты: оказывать услуги кадрового агентства, публиковать вакансии от имени сообщества на платной основе.

Есть еще один проект — “По курсу”. Это экскурсии для школьников в известные белорусские компании. Идея пришла от моих друзей и одноклассников, многие уже столкнулись с вопросом, кем быть и куда поступать после школы, кому-то это еще предстоит. И большинству ребят очень сложно сделать такой серьезный выбор, так как они просто-напросто не знают, чем именно им предстоит заниматься в той или иной профессии.

Вот я и решил запустить летний проект и дать возможность школьникам посмотреть, как работают в тех или иных компаниях. Мы уже успели побывать в 9 офисах, среди который Viber, velcom, EPAM, Яндекс. Присоединиться может каждый, нужно оставить заявку в нашей группе ВКонтакте.

За экскурсию ребята обычно платят 5 рублей. Но мы не обязываем это делать — по возможности. Полученные деньги — это оплата моих услуг, как организатора. Все ребята понимают, что договориться с руководством таких крупных компаний, чтобы сотрудники потратили свое время на школьников – это непросто.

Сами компании затрат не несут — им нужно только уделить нам немного времени. Все ребята, которых я собираю, из Минска, то есть трансфер организовывать им не нужно. Добираемся на метро.

О подростках в бизнесе

Мой возраст имеет свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что многие идут мне навстречу: предприниматели охотно общаются со мной, дают советы, помогают.

А минус в том, что я не могу нормально монетизировать свои проекты. Поскольку мне еще нет 18, я не могу открыть компанию. Чтобы вести полноценный бизнес, у подростков есть только одна возможность — юридически оформить все на кого-то. У меня нет такого человека, которому я бы мог «отдать» свою идею.

Но я не считаю, что из-за этого школьникам нужно опускать руки и ничего не делать. Я воспринимаю это как возможность «обкатать», пусть и без прибыли, некоторые свои идеи, посмотреть, что пользуется популярностью, а что нет.

Еще одна проблема — в поиске единомышленников. Один в поле не воин. Но среди сверстников очень сложно найти ребят, которые хотят не просто просиживать часы за компом, а что-то создавать, искать себя. Подростки в большинстве избалованы, родители дают им все необходимое и у них нет стимула чего-то добиваться самостоятельно. Я не такой и стараюсь собирать вокруг себя толковых ребят.

Об образовании

Поскольку я еще учусь в школе и вижу все процессы изнутри, меня очень волнуют проблемы образования. Школа и университет хоть и являются значительным этапом в жизни человека, выполняют совсем не те функции, которые, на мой взгляд, должны.

Что можно ожидать от детей, вынужденных учить предметы, потому что «так надо», и учителей, которых обязывают брать на себя кучу дополнительной работы? На мой взгляд, наши школы и университеты впустую расходуют человеческий потенциал.

Насколько было бы интереснее ходить в школу, где решались бы задачи из реального мира! Например:

  • Труд — подключить новую розетку, собрать стол на продажу, научиться сваривать трубы
  • Математика — научиться считать в уме объемы фигур, проценты, сдачу в магазине
  • Физика — построить экспериментальную модель самолета на радиоуправлении
  • Литература — организовать выпуск школьного еженедельника
  • Музыка — придумать композицию или записать кавер на песню любимой группы
  • Право — придумать закон или петицию, которая бы собрала >25 000 подписей
  • Рисование — разработать фирменный стиль класса

В итоге в университеты толпами идут те, кому стоило бы пойти в ПТУ или колледж.

Из ВУЗов выходят теоретики с широким кругозором и идут обивать пороги компаний, где нужны люди с совсем иными знаниями и навыками. А сами компании потакают инерционному консерватизму, требуя диплом о высшем образовании.

О планах

Планов много, есть проекты, которые сейчас в разработке, и скоро, я уверен, удастся их запустить.

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях!