Еще 10 лет назад многие белорусы пригоняли авто из Европы. С тех пор все изменилось, и виной всему дорогая растаможка. Сейчас без растаможки можно пригнать авто разве что из стран ЕАЭС, и то с нюансами. Вместе с тем, в апреле 2019 года появились положительные изменения для льготников. Мы узнали, сколько сейчас стоит растаможка авто для всех жителей Беларуси.

Расходы по растаможке складываются из нескольких пунктов:

  • Таможенный сбор. На основании Приложения 2 к Указу №443 Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 года таможенный сбор составляет 120 бел. руб.
  • Утилизационный сбор. Для автомобилей с датой выпуска не более 3 лет – 495 BYN, более 3 лет – 742,5 BYN.
  • Таможенная пошлина. Это самая весомая часть растаможки, и она может быть разной, согласно Приложению 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии № 107 от 20 декабря 2017 г. О расчете стоимости таможенной пошлины поговорим подробно.

Размер ставки таможенной пошлины зависит от:

  • Возраста автомобиля. Отсчет идет с даты, указанной производителем с точностью до дня. Если месяц выпуска неизвестен, то за точную дату изготовления принимается 1 июля указанного года. Когда неизвестен только день, то ставится 15-ое число указанного в документации месяца изготовления. Чем старше машина, тем выше будет ставка.
  • Таможенной стоимости транспортного средства. Она определяется на основании сопровождающих документов, например, договор купли-продажи. Чем дороже авто, тем дороже растаможка.
  • Рабочего объема двигателя. Эта постоянная величина тоже указывается в документации во время декларирования. Чем меньше объем двигателя, тем дешевле.
  • Статуса покупателя. Ставки таможенной пошлины различны для физического лица и юридического. Для последнего имеет значение еще и вид топлива транспортного средства.

Ставки таможенных пошлин для физических лиц можно найти в таблице:

Период с момента выпуска транспортного средства Таможенная стоимость / Объем двигателя, см. куб. Ставка таможенных платежей
до 3-x лет    
  Стоимостью до 8.500 евро 54% от стоимости, но не менее 2,5 евро за см3
  Стоимостью от 8.501 евро до 16.700 евро 48% от стоимости, но не менее 3,5 евро за см3
  Стоимостью от 16.700 евро до 42.300 евро 48% от стоимости, но не менее 5,5 евро за см3
  Стоимостью от 42.300 евро до 84.500 евро 48% от стоимости, но не менее 7,5 евро за см3
  Стоимостью от 84.500 евро до 169.000 евро 48% от стоимости, но не менее 15 евро за см3
  Стоимостью более 169.000 евро 48% от стоимости, но не менее 20 евро за см3
от 3-х до 5-ти лет    
  С объемом двигателя до 1000 см3 1,5 евро за см3
  С объемом двигатель от 1001 см3 до 1500 см3 1,7 евро за см3
  С объемом двигателя от 1501 см3 до 1800 2,5 евро за см3
  С объемом двигателя от 1801 см3 до 2300 см3 2,7 евро за см3
  С объемом двигателя от 2300 см3 до 3000 см3 3 евро за см3
  С объемом двигателя более 3000 см3 3,6 евро за см3
более 5-ти лет    
  С объемом двигателя до 1000 см3 3 евро за см3
  С объемом двигатель от 1001 см3 до 1500 см3 3,2 евро за см3
  С объемом двигателя от 1501 см3 до 1800 3,5 евро за см3
  С объемом двигателя от 1801 см3 до 2300 см3 4,8 евро за см3
  С объемом двигателя от 2301 см3 до 3000 см3 5 евро за см3
  С объемом двигателя более 3000 см3 5,7 евро за см3

 

Для примера – таможенная пошлина на Volkswagen Polo 2010 г.в. с объемом двигателя 1,2 из Германии обойдется в 3840 евро. Сюда добавляем таможенный и утилизационный сбор 120 и 742,5 рубля соответственно. Итого, получается 4220 евро. Общая сумма затрат – около 7 тысяч евро, в то время как в Беларуси такую модель можно найти даже немного дешевле. Для удобного и быстрого расчета таможенной пошлины можно воспользоваться калькулятором.   

Если брать машину новее, то ставка будет ниже, однако сумма растаможки в большинстве случаев «съест» не меньше половины стоимости машины. Обычно за такую цену можно купить авто в Беларуси, не сталкиваясь с дополнительным документооборотом, ожиданием или поездками за границу. Ехать за машиной в Европу часто нет экономического смысла.

Растаможка электромобиля выйдет не дешевле, но проще. Физлица при ввозе оплачивают 54% от таможенной стоимости, если цена не выше 8500 евро, и 48%, если цена переступает этот порог. Зато владельцам электрокаров не нужно оплачивать дорожный налог, благодаря Указу №143 «О стимулировании использования электромобилей».


Выгодна ли растаможка льготникам?

С 10 апреля 2019 года действует Указ Президента №140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов», который должен поддержать малообеспеченные слои населения. Согласно официальному документу, отдельным категориям граждан при ввозе ими в Беларусь транспортных средств для личного пользования государство возмещает 50% таможенных пошлин. Действие Указа распространяется на:

  • инвалидов 1-ой и 2-ой группы;
  • родителей (а также удочерителей и усыновителей) в многодетных семьях.

Чтобы воспользоваться льготным тарифом, нужно представить в таможенный орган документ, подтверждающий социальный статус, который попадает под действие Указа. Это может быть удостоверение инвалида или многодетной семьи. Показать документ нужно во время декларирования ввезенного автомобиля или в течение года после его выпуска в свободное обращение.

Льгота действует только на таможенные пошлины, утилизационный сбор нужно по-прежнему оплачивать в полном размере. И заработать на льготном ввозе вряд ли получится. Физлицу можно ввезти не более 2 автомобилей в год, и за каждый из них нужно будет отчитаться перед налоговой.

ВАЖНО! Растаможить автомобиль должен непосредственно обладатель льготного статуса. По доверенности растаможить нельзя, таможня требует личного присутствия покупателя.

Рассмотрим еще один пример расчета растаможки. Skoda Rapid из Германии с объемом 1,4 л., 2018 г.в. стоит 7990 евро. Растаможка по полному тарифу обойдется в 4315 евро, а с учетом 50%-скидки – 2157 евро. Не забываем об утилизационном сборе в размере 495 рублей (т.к. машине до 3 лет). За все, включая сам автомобиль, получается около 12600 евро на общих условиях и 10450 на льготных. В Беларуси подобная модель обойдется примерно в 12000 евро. То есть на общих условиях гнать авто из Германии смысла нет, а вот по льготе – вполне может быть. Но не забудьте учесть несколько сотен евро на бензин, а также возможные расходы на визу, ночевки и пр. Или плату за услуги посредника. В итоге разница в цене будет не такой уж ощутимой.

Чтобы получить более-менее весомую выгоду, нужно покупать или заказывать привоз новой машины (до 3-х лет) с объемом двигателя до 1500 кубиков. Стоимость такого автомобиля около 10 000 долларов. Еще примерно 5 000 долларов потянет растаможка.

Незаменимым помощником в дороге станет Автокарта МТБанка. С кэшбэком 3% на АЗС по всему миру путешествовать станет выгоднее, а 10% кэшбэк у автопартнеров в Беларуси поможет подготовить машину к долгому пути.

Ввоз из стран Таможенного союза

В Таможенный союз на данный момент входят Армения, Казахстан, Кыргызская Республика, Россия и Беларусь. При ввозе авто из вышеперечисленных стран таможенную пошлину платить не нужно, если:

  • вы приобрели авто для личного пользования;
  • автомобиль произведен в одной из этих стран либо ранее был ввезен на территорию и уже прошел таможенную «очистку»

Например, если в Россию автомобиль был привезен из Литвы, и владелец оформил его по всем правилам, то дополнительно платить за растаможку не придется, оплачивается только утилизационный сбор. Только вот разница в ценах авто из Беларуси по сравнению с той же Россией невелика. Небольшую сумму сэкономить можно, но и риски на российском рынке выше. Разница в цене становится действительно ощутимой в периоды сильных курсовых колебаний – если российский рубль уже заметно упал, а белорусский еще не «подтянулся». А до других стран из ТС ехать 3-5 тысяч километров.

Если авто привезли из страны со сниженными тарифами, где он уже прошел таможенные процедуры, то при ввозе в Беларусь нужно будет оплатить разницу по таможенным ставкам. Будьте внимательны с транспортными средствами из Армении и Киргизии.

По данным Белстата, по итогам 2018 года в личной собственности белорусов находилось 3 031 тысяч легковых автомобилей. В среднем на тысячу жителей – 320 машин. Эксперты отмечают, что белорусы все чаще предпочитают покупать новые автомобили в фирменных салонах. Благодаря кредитованию и лизингу это может себе позволить даже гражданин со средним доходом. Также стал более популярен ввоз б/у транспортных средств из зоны ЕАЭС в виду отсутствия таможенной пошлины. А вот ввоз авто из Европы снижается, хотя Указ №140 наделал шуму и произвел всплеск активности.

Сравнивая белорусский и европейский рынок вторичных автомобилей, можно сказать, что едва ли найдется много желающих брать на себя дополнительные хлопоты, ведь стоимость из-за растаможки практически не отличается, а иногда может быть и выше. У льготников же есть шанс привезти авто из Европы с выгодой: нужно выбирать из новых и малолитражных машин. Однако стоимость ее будет немаленькой.

Будьте внимательны в выборе автомобиля! Легких дорог!

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях!