Время чтения: 3 минут (-ы)

Проведение закупок — важный и ответственный процесс в жизни любого бизнеса. Разобраться с собственными потребностями, найти проверенного поставщика, оценить качество товара или услуги, приобрести их с минимальными затратами – важен каждый этап. Для этого в мире предпринимательства существуют специальные правила проведения закупочных операций, а также эта деятельность регулируется законом. МТБлог разобрался, как провести тендер на закупку.

Что такое закупки?

Для начала разберемся, что такое закупки. Это приобретение необходимых товаров и услуг для удовлетворения собственных нужд предприятия и спроса покупателей. Приведем пример. Бренд собирается разместить по городу рекламные баннеры своего нового продукта. Чтобы напечатать разработанные макеты баннеров, он обращается в типографию. Таким образом, одна компания покупает у другой товары или услуги для собственных целей.

Чтобы произвести закупку, нужно найти подрядчика – компанию, которая вам предоставит нужные услуги или товары. Вернемся к примеру рекламных баннеров. На рынке – десятки компаний, предоставляющих услуги типографии. С разными ценами, качеством и условиями сотрудничества. Руководителю нужно выбрать оптимальный вариант с минимальными затратами и с достойным качеством.

Виды закупок и как они регулируются?

Закупки бывают:

  • Государственные;
  • за счет собственных средств;
  • иные (частные).
Госзакупки – это процедура приобретения товаров или услуг полностью или частично за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов. То есть покупка оплачивается в той или иной степени бюджетными средствами, при этом, поставщик может быть любой формы собственности. Процедура проведения регламентируется Законом о государственных закупках.

Закупки за счет собственных средств могут проводить:

  • республиканские унитарные предприятия;
  • госорганы и гособъединения;
  • юрлица, имущество которых находится в республиканской собственности (учреждения здравоохранения, образования);
  • хозобщества, 25% акций принадлежат Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности;
Исключение составляют только операторы сотовой электросвязи. Процедуру регулирует постановление Совета министров №229.

Иные закупки, например, закупки двух частных компаний, регулируются статьями 417-419 Гражданского кодекса РБ. По сути, сами участники таких процедур устанавливают правила процедуры, оговаривают нюансы, условия и сроки заключения договора.

Подробнее остановимся на порядке проведения государственных закупок – там больше всего правил и ограничений. Частный бизнес может торговать друг с другом, как захочет.

Существуют следующие процедуры госзакупок:

  • открытый конкурс (гласный и конкурентный способ, информация о нем предоставляется в открытом доступе);
  • закрытый конкурс (при закупке, сведения о которой являются секретными);
  • электронный аукцион (побеждает участник, предложивший наименьшую цену по результатам торгов);
  • закупка из одного источника (процедура, при которой заказчик предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику);
  • процедура запроса ценовых предложений (побеждает участник, предложивший наименьшую цену предложения);
  • биржевые торги.

Вид процедуры зависит от стоимости годовой потребности в однородных товарах, указанной в годовом плане госзакупок. В госорганизациях обучают сотрудников проведению закупок на специальных курсах.

Как проводятся тендеры на закупку?

Рассмотрим такой вид госзакупки, как открытый конкурс. Чтобы его провести, заказчик и потенциальный поставщик должны где-то друг друга найти. Для этого используются электронные торговые площадки, где одни организации размещают информацию о своих товарах и услугах, а другие – могут сделать им предложение. Платформами для проведения открытых конкурсов, электронных аукционов и процедур запроса ценовых предложений являются:

  • Торговая площадка информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»;
  • торговая площадка «Белорусской универсальной товарной биржи»;
  • Iby (объединенная информация, ею пользуются 99% поставщиков).

И заказчикам, и поставщикам нужно зарегистрироваться и аккредитоваться на этих платформах. При регистрации нужно будет заполнить профиль, указав свои данные, форму организации и др. Также необходимо будет ввести данные электронной цифровой подписи. Поэтому прежде, чем регистрироваться на платформе, нужно будет ее получить. Запрос на регистрацию обрабатывается около 3 дней.

Если вы выступаете в качестве заказчика, нужно будет утвердить конкурсные документы, в них должно быть указано:

  • описание предмета госзакупки;
  • срок и гарантии качества;
  • валюта для расчета;
  • порядок подачи предложений;
  • критерии оценки4
  • срок разъяснения документов;
  • место, срок и порядок открытия предложений.

Затем на торговой площадке вы размещаете приглашение к участию в тендере. Это происходит на сайте в автоматическом режиме.

Для участия в конкурсе в качестве поставщика также необходима регистрация на торговой площадке. Нужно открыть приглашение к участию в нужной вам закупке и разместить свое конкурсное предложение, загрузить документы и подписать их электронной цифровой подписью.

Затем комиссия рассматривает предложение и либо принимает его, либо отвергает. Информация о победителе размещается на официальном сайте. После чего организация-заказчик и победитель торгов заключают договор.

__

Процедура закупок – неотъемлемый процесс ведения бизнеса. Ведь потребности в них возникают на разных этапах, и нужно быть к ним готовым. Помните, что участие в процессе закупки начинается с изучения предложения, документов, вида тендера, условий проведения. Если вы считаете, что ваши права в ходе конкурса были нарушены или условия среди участников были неравны, вы вправе обратиться в МАРТ или суд.

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!