Время чтения: 3 минут (-ы)

На начало 2022 года просроченная дебиторская задолженность в Беларуси превышала 7 млрд рублей. Сумма огромная, и, конечно, никому не хочется пополнять печальную статистику.  МТБлог разобрался, что нужно предпринять, чтобы обезопасить вашу компанию на этапе заключения договора с незнакомым ранее подрядчиком, поставщиком или покупателем. 

Как проверить контрагента самостоятельно?

Выяснение отношений с ненадежными поставщиками или клиентами отнимает время и деньги, которые можно было потратить на развитие бизнеса. Нельзя предусмотреть все риски, но часть из них точно можно минимизировать. Итак, пока вы еще, что называется, не ударили по рукам, самое время навести справки о вашем потенциальном бизнес-партнере.

Важные шаги, которые стоит сделать для проверки контрагента:

  1. Запросить у потенциального контрагента базовые уставные документы.

Как минимум вы удостоверитесь, что компания-контрагент существует. Обычно запрашиваются копии следующих документов:

  • свидетельство о государственной регистрации;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • устав;
  • контракт на имя директора.

  1. Проверить информацию о контрагенте через сервисы госорганов. Узнать, находится ли компания на стадии ликвидации, можно здесь.
  2. Косвенно оценить платежеспособность компании. Можно найти по ссылке по истории налоговой задолженности.
  3. Проверить наличие лицензии, если такая нужна для осуществления тех видов деятельности, которые предлагает контрагент.
  4. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента.
  5. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. 

Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

  • не превышает ли сумма сделки внутреннего регламента компании-контрагента. Например, директор по маркетингу может быть ограничен в подписании контрактов на сумму от 10 000 долларов США.
  • не истек ли срок полномочий представителя контрагента. Проверить это можно, изучив Устав или доверенность, на основании которой действует подписант.
  • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.
  1. Проверить, что знает о компании и ее руководителях интернет через любой поисковик. Часто отзывы клиентов или партнеров могут сказать о потенциальном контрагенте больше, чем любые официальные базы данных.

Онлайн-сервисы, которые сделают все за вас

Самостоятельно собирать информацию о каждом контрагенте долго. Хочется предусмотреть все риски до подписания контракта, но часто сделка горит, а возможности запросить бухгалтерскую отчетность, рекомендательные письма и другую информацию попросту нет.

В таких ситуациях на помощь приходят специальные сервисы, позволяющие в формате «одно окно» получить всю необходимую информацию о компании.

Они экономят время всех сторон сделки, делая условия игры на рынке прозрачнее. Стоимость подключения к сервисам в Беларуси стартует от 1,5 белорусского рубля в день, но есть и бесплатные платформы.

Например, новый онлайн-сервис проверки контрагентов с функционалом «Светофор», запуск которого анонсировал МТБанк. Удобная и простая опция внедрена в интернет-банк для корпоративных клиентов и мобильное приложение MTBusiness.

Всего в несколько кликов в режиме реального времени теперь можно проверить любого контрагента или свою собственную компанию, чтобы подтвердить ее надежность при заключении сделок.

Какие возможности есть у онлайн-сервиса проверки контрагентов с функционалом «Светофор»:

  • Проверка бизнес-партнеров прямо в MTBusiness

Пользуйтесь сервисами в интернет-банке и мобильном приложении в режиме реального времени.

  • Оценка рисков сотрудничества

Узнайте достоверную информацию о возможном партнере до заключения сделки/договора.

  • Мгновенная проверка получателя платежа

Один клик – и будьте уверены в белорусском контрагенте прямо при создании платежа.

  • Получение основной информации о контрагенте

Изучите реквизиты, информацию о задолженности, судебных процессах и многое другое.

  • Формирование отчетов с информацией о юридическом лице

Управляйте наполнением отчетов по резидентам РБ или используйте краткие отчеты по нерезидентам.

Если нужно оценить надежность сотрудничества с компанией – резидентом Беларуси, то «Светофор» предоставит информацию в понятной форме прямо на экране вашего смартфона или компьютера. На основании полученных данных вам будет проще принять решение о сотрудничестве с контрагентом.

Найденные результаты по контрагенту отражаются по категориям, выделенным соответствующим цветом светофора:

  • «Признаки надежности»;
  • «Признаки, на которые стоит обратить внимание»;
  • «Признаки запрета».

Оценка признаков для отнесения к той или иной зоне происходит на основании совокупности факторов и опирается на лучшие практики корпоративного скоринга. Признаки красной зоны требуют от вас особого внимания, желтой – могут быть рисковыми для партнерства, зеленая зона – максимально надежные. Далее с экрана результатов можно перейти в полную карточку юридического лица и подробнее изучить информацию о нем.

Корпоративные клиенты могут проверять как резидентов, так и нерезидентов Республики Беларусь, работающих в России, Украине, Молдове, Казахстане, Кыргызстане. Данные можно скачать в форме краткого PDF-отчета.

Все корпоративные клиенты МТБанка независимо от величины бизнеса могут пользоваться сервисом бесплатно.

Современные информационные решения для бизнеса могут существенно упростить жизнь любой компании. Относитесь к каждой новой сделке внимательно – это позволит вашей компании развиваться быстрее.

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!