Фуд-трак – интересная идея для бизнеса. Это услуга, которая сама себя рекламирует, продает и доставляет. Все, что требуется – пара человек внутри и вкусная еда.

Андрей Резников – бывший шеф-повар ресторана KITCH’N Brasserie. В какой-то момент он решил открыть собственное дело. Выбор пал на сочетание еды и дорожной романтики. И теперь каждый в Беларуси может попробовать колбаски на гриле из фуд-трака «Шалены кныр». Мы узнали у Андрея, в чем разница между фуд-траками, кафе и уличной торговлей, сколько стоит сам фуд-трак и как быстро может окупиться такой бизнес.

Как пришла идея открыть фуд-трак и почему выбрали именно такую форму?

– У каждого шеф-повара есть желание самовыражения. Фуд-трак – это один из способов выразить себя. Это как путешествие, что-то романтическое. Много фильмов снято, где есть такие машины, поп-культура продвигает фуд-траки очень активно. Когда сталкиваешься с этим в жизни, оно работает немного по-другому. Сейчас наш фуд-трак – это желание быть ближе к гостю. С определенной концепцией, с определенным продуктом мы можем в любой момент появиться там, где мы нужны. Не гость идет к нам, а мы к нему.  

Почему не кафе или просто уличная торговля?

– Кафе подразумевает более крупные инвестиции. Тем более кафе – это одна дислокация, оно не может перемещаться. У него одинаковая проходимость. Те ребята, которые держат фуд-траки, говорят, что им нравится это, потому что они оказываются в совершенно разных условиях. Мы где-то ездим, меняем дислокации. Разные люди, поток – и разные эмоции. Кому нравится эта концепция, те кайфуют.

В этом году нам удалось поездить. В прошлом году мы стояли на «Песочнице», никуда не ездили, а в этом году попутешествовали по Беларуси.

Сейчас мы совмещаем и фуд-трак, и смарт-бокс. Например, на Верхнем городе фуд-тракам стоять нельзя, но зато «Спадчына» сдает боксы в аренду. Это продолжение концепции. Фуд-трак является хорошей визитной карточкой, на него обращают внимание. А потом люди узнают нас по нашему продукту.

Что понадобилось для открытия бизнеса? Открыть ИП, получить разрешение от санстанции, набрать людей?  

– В начале у меня появился компаньон, который сделал машину. Шеф-повар обычно занят на работе, совмещения даются сложно. Нашелся человек, который был свободен и сказал: «Давай сделаем». Он мне позвонил, сказал, что купил машину. Была идея изначально, каким мы хотим видеть фуд-трак, продукт, который хотим продавать. Мы выбрали продуктом колбасы. Потом уже это все обросло концепцией, названием. Сначала выбирали продукт: чего у нас нет? Все делают бургеры, хот-доги, шаурму, а мы делаем колбасы. У нас продукт дорогой, если кто-то сталкивается, то говорит, что такое продаваться не будет. А нам без разницы, мы берем оборотом. Получается, что и конкуренции у нас нет.

Потом начали оборудовать машину. Печь угольную туда поставили. Было открыто ИП, куплен кассовый аппарат, терминал обязательно нужен. Соблюдение санитарных норм. Как обычно, все то, что требуется по законодательству… Ну и дальше поиск места. В прошлом году нам повезло, открылась «Песочница», и мы сразу туда встали. Собрали фуд-трак к концу мая, отработали на Дне Швеции, а потом заработала «Песочница».

В этом году мы захотели попробовать новое и поездить на фестивали. Эта идея оказалась удачной. Мы работали на выходных. Появилось чуть-чуть свободного времени в будни. Когда была плохая погода, мы не работали, когда хорошая – мы были в том месте, где нужно. Сейчас могу сказать, что этот год получился более успешным. Да, и тут есть свои расходы, нужно теперь в ремонт машины вкладываться, но мы стали ближе к гостю. Нас уже приглашают на мероприятия в следующем году, планируем, куда хотим попасть.

По моему мнению, на стационарной торговле должна одна команда работать, а на выездных мероприятиях другая. На выездах другой режим работы, ненормированный график, вы не знаете, когда закончится рабочий день. Например, вы знаете, что у вас Viva Braslav, вы садитесь и едете. Закончилось мероприятие, вы пару часов поспали и поехали домой. Рабочий день может быть и 16 часов. Люди должны это понимать.

Нужно ли какое-то дополнительное обучение для работы в фуд-траке? Это же сильно отличается от работы в кафе.

– Здесь нужно быть готовым к более высокому потоку. В фуд-траке нужно работать быстрее, более быстрая выдача. Стрит-фуд подразумевает, что человек не должен ждать. Если вы работаете долго, то не стоит и начинать, вы не сможете обслужить поток гостей. Продукт должен быть понятен, быстро воспроизводим, и всегда одинаков. Потому что гость привыкает и хочет всегда получать те же вкусовые ощущения, эмоции.

Сколько времени и денег понадобилось на создание фуд-трака от идеи до реализации?

– Так как фуд-трак был первый, возникали какие-то проблемы с подрядчиками, которые не выполняли вовремя работу, затягивали. Время сборки заняло полгода. Хотя сейчас можно и быстрее сделать. Легче идти по проторенной дорожке. Машина покупается, переоборудуется, красится. Наша стоила 2800$, но они разные бывают. Мы брали Mercedes 308, он нам понравился сам по себе. Переоборудование стоит больше. В нашем случае конечный результат, учитывая, что мой партнер за свою работу вообще ничего не брал, обошелся около 16 000$. Это и основные средства на ремонт, и все мелочи.  

Машину можно собрать, в зависимости от нужд, за 6-25 тысяч долларов. Отдельно считаются расходы на рабочую силу, продукты. Хотя, вообще, сначала советую работать самим. Потом, когда будет понятна вся экономика, тогда уже можно привлекать сотрудников и контролировать их.

Колбаски в фуд-траке – уникальный продукт для нашего рынка. Вы делаете его сами или покупаете у производителя?

– В фуд-траках часто встречается полный цикл производства продукта: выпекают булки, делают фарш. У нас по-другому. Производитель делает продукт под нас, а мы его собираем и продаем.  

Имеют ли право фуд-траки продавать алкоголь? И выгодно ли это?

– ИП имеет право продавать пиво и слабоалкогольные напитки крепостью до 7%. Но пиво не является главной выручкой. Фуд-трак – это еда. Плюс, когда холодная погода, то это горячие напитки. Пиво может сделать хорошую выручку на определенных мероприятиях, на фестивалях за счет объема. Но если смотреть в моем обороте, то это не является большой частью дохода. А вот еда – да.

За какое время может окупиться такой бизнес?

– Как повезет. Некоторые ребята и за сезон «Песочницы» окупались. Но они не считали своих зарплат, многое не учитывали. Мы окупали свой фуд-трак дольше. Но мы и считаем окупаемость немного по-другому. Сейчас наше дело еще в процессе окупаемости, но момент уже близок. Мы немного альтруисты в этом плане: просто делаем, нам нравится и все. Для нас это возможность начать работать на себя.    

В Минске сейчас есть только два места, где постоянно стоят и работают фуд-траки: «Песочница» и Октябрьская, так? Почему их нет в других местах, их нельзя поставить где угодно?

– Почему нельзя? Кто-то заключает договоры с бизнес-центрами и ставит свои машины рядом с ними. У нас немного закон не проработан по общим землям. Место под аренду можно получить на аукционе, но это на длительное время. А в концепции фуд-трака все-таки постоянные передвижения. Было бы здорово, если бы закон упростили и дали возможность для краткосрочной аренды. Тогда бы вокруг бизнес-центров, в местах с большой проходимостью начали бы появляться фуд-траки, точки, которые интересны потребителям. Представьте, как было бы здорово по пути на работу не заходить в кафе, а взять вкусный, любимый кофе в фуд-траке, который может стоять, например, рядом с остановкой общественного транспорта.

При участии в фестивале арендуется место под фуд-трак у организаторов. На каждом фестивале это происходит по-разному: кто-то смотрит на размеры машины, кто-то на другие параметры.

– Фуд-трак – это сезонный бизнес? Можно ли на этом заработать в холодное время года?

Это точно сезонный бизнес, просто в этом году сезон немного длиннее, чем обычно. Плюс мы еще надеемся, что город что-то сообразит по торговле зимой. Например, рождественские ярмарки. Сейчас эта тема интересна, людям нравится, значит, это будет развиваться.

Люди, которые занимаются фуд-траками, относятся к своему бизнесу очень трепетно, поэтому работают на результат. В целом, это повышение качества уличной торговли. То, что раньше продавали из палаток, и то, что сейчас продается из фуд-траков – это небо и земля. Это и эстетично, и в санитарной части более безопасно. Это более высокий уровень. И личная ответственность.

– Разве не нужно вводить сезонные блюда, вносить новые блюда хотя бы раз в год?

Надо смотреть. Важно понимать, что фуд-трак едет к гостю. Ты приезжаешь, а гости уже тебя ждут. И ты привозишь продукт, который у тебя отточен. Бывает, мы делаем меню конкретно под фестиваль, но это редко.

– Почему фуд-траки стали популярны у нас именно сейчас?

Сейчас в Беларуси легко начать бизнес. Открыть ИП ничего не стоит. А фуд-трак – это один из способов начать собственное дело. Белорусы хотят работать на себя. Те ребята, владельцы фуд-траков, с которыми я общаюсь, уже достигли определенных высот в работе на кого-то, а теперь начали работать на себя. Сначала сами, потом – нанимая людей. Теперь они ответственны и за себя, и за свой продукт, за свое дело, и за других. Они уже дают работу другим.   

Открыть ресторан или кафе – это очень дорого. Аренда, дизайн, кухня. В одиночку человек вряд ли такое откроет – будет привлекать партнеров, придется делиться прибылью. С фуд-траками все иначе – это работа на себя с меньшими издержками, это твоя прибыль. Я думаю, что и дальше фуд-траков будет только больше, люди будут развивать это дело.

Сезон фуд-траков уже заканчивается, и сейчас самое время подумать о следующем. Чтобы открыть фуд-трак, не нужно больших инвестиций. Можно уложиться в 10 000-15 000$. При этом нужно быть готовым инвестировать не только деньги, но и время. Окупаемость может занять 1-2 сезона, и, конечно, нужна интересная идея – что именно вы будете продавать, чем удивите клиентов?

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях!