Время чтения: 4 минут (-ы)

В сложное время бизнес все больше нуждается в крепком и грамотно выстроенном менеджменте, но не менее важна и эмоциональная поддержка сотрудников со стороны руководства. Все это обеспечивает лидер – человек, который объединяет вокруг себя людей для достижения общих целей. О том, как понять, являетесь ли вы таковым и, если нет, то как им стать, что отличает лидера от руководителя – в материале МТБлога.

Кто такой лидер?

Смысл понятия «лидер» кроется в самом слове: с английского lead переводится как «вести». То есть это человек, способный вести за собой людей. И, что немаловажно, брать ответственность за результат. Сходу возникает ассоциация, что таковыми считаются различные руководители. Но это не так. Не каждый начальник – это лидер. Более того, компании по всему миру сталкиваются с кризисом лидерства. Согласно отчету Global Leadership Forecast, только 11% опрошенных организаций оценивали степень лидерства как сильную или очень сильную. И это самый низкий показатель за последние 10 лет.

Вести за собой способен только лидер

Лидер принимает решения, основываясь на долгосрочной перспективе и стратегии

Как же отличить лидера от руководителя?

  • Лидер – это представитель конкретной группы в коллективе, в то время как у менеджера сфера деятельности гораздо шире. Лидера отличают высокие межличностные отношения с сотрудниками. В то время как назначенный руководитель может быть погружен больше в стратегические задачи, в меньше степени вступая в коммуникацию с коллегами и подчиненными. Ранее мы писали о том, как лидер может легко поднять мотивацию сотрудников  и насколько она важна в коллективе.
  • Лидера выбирают негласно, руководителя же назначают. Лидер коллектива остается им на любой должности, а руководитель наделен официальными полномочиями. Но бывают исключения, когда назначенный начальник и лидер – это один и тот же человек.
  • Руководитель несет официальную ответственность за результат группы и ее деятельность. Ответственность лидера ограничивается взаимоотношениями в коллективе.
  • Руководитель может обладать авторитетом или нет. Лидер авторитетен всегда.
  • Лидер принимает решения, основываясь на долгосрочной перспективе и стратегии, умеет признавать ошибки и способен вести за собой людей, чтобы добиться поставленной цели.

Теории лидерства

Сколько в истории существовали лидеры, столько ученые и исследователи задавались вопросом природы этого понятия, чтобы понять, что именно делает человека лидером. Так, сторонники теории великих людей уверены: лидером нужно родиться. У человека должны быть определенные личностные качества, позволяющие ему быть лидером, например, харизма, обаяние, смелость, интеллект, интуиция и т.д. И практически все эти качества невозможно в себе воспитать, это уникально, поскольку достается человеку с рождения. Такими были конкретные фигуры вроде Александра Македонского или Наполеона Бонапарта – поэтому и теория носит такое название.

Психолог Фред Фидлер заметил, что существуют два типа лидера: первый ориентирован на решение задачи, второй – на отношения в коллективе. И в зависимости от ситуации человек может проявлять (или не проявлять) свои лидерские качества, быть мотиватором и брать ответственность за принятые решения. К ситуационным относятся такие факторы, как

  • Среда (например, общемировой кризис);
  • Потребности и личностные качества подчиненных;
  • Наличие объективной информации у руководителя и т.д.
Мотивация в работе, теория лидерства, soft skills, стать лидером, креативное мышление, обучение

Руководитель может обладать авторитетом или нет. Лидер авторитетен всегда.

Советы, как стать лидером

  • Развивайте soft skills, в частности – навыки коммуникации. Поскольку именно это является визитной карточкой лидера, он всегда открыт для сотрудников, умеет разговаривать с ними, понимать их и сопереживать. Например, заведите привычку проводить с коллегами small talk: спросить, как прошел день, куда планирует полететь в отпуск. Все это несложно, но так вы больше узнаете свою команду и станете ближе к ней.
  • Отвечайте за свои слова и не обещайте того, что не сможете выполнить. Настоящего лидера отличает уверенность в том, что он делает, и отсутствие пустых обещаний. Он не рассуждает на тему поставок оборудования, он предпринимает конкретные шаги для реализации. Если ваши коллеги заподозрят вас в нечестности, ваш авторитет будет падать очень стремительно.
  • Ставьте цели и правильно доносите их коллективу. Целеполагание – также важная часть того, что делает лидер. Он мыслит на перспективу, он видит дальше остальных и знает, куда движется компания. Но вместе с тем, важно правильно доносить свое видение тем, с кем эти грандиозные планы будут реализовываться. Для этого проводите развернутые встречи с коллективом, обменивайтесь информацией, собирайте обратную связь.
  • Берите на себя ответственность. Если вы приняли решение, вы должны быть готовым отвечать за них. Более того, лидер никогда не перекладывает ответственность и не обвиняет других в неудачах компании.
  • Креативьте. Лидера отличает в первую очередь нестандартное мышление, это также можно в себе развивать. Например, посредством мозговых штурмов или совместных игр с коллегами. Все это поможет вам не бояться предлагать креативные идеи.
  • Будьте профи в своей сфере. Знания делают нас уверенными, а это очень важно для лидера, вне зависимости от сферы деятельности. Нарабатывайте опыт, прокачивайте свои навыки, проходите программы по обучению – ваши подчиненные должны видеть в вас авторитет не только эмоционально, но и профессионально.

 

***

Сейчас руководителям компаний крайне важно быть для своих подчиненных и коллег настоящим лидером, который понимает, как и куда будет двигаться компания. Чтобы этого достичь, нужно «прокачать» свои коммуникативные навыки, быть профи в своей области, не стесняться креативить и брать ответственность за собственные решения. Дерзайте, у вас все получится!

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!