Новый закон о такси в Беларуси: что хотят изменить и как это отразится на рынке?
В июле 2021-го на общественное обсуждение был вынесен указ президента «О вопросах автомобильных перевозок пассажиров». Предполагается, что он должен повысить качество услуг такси и в целом безопасность на дорогах. Обсуждение получилось весьма резонансным, поскольку предложения из указа в корне меняют подходы к работе таксистов. МТБлог разобрался, что именно изменится и как это отразится на пассажирах.
Как изменятся правила работы в такси?
Вообще, указ «О вопросах автомобильных перевозок пассажиров» касается не только такси, но и, например, маршруток. Однако именно изменения в работе служб такси вызвали самые бурные обсуждения общественности.
Итак, какие изменения могут внести?
Во-первых, планируется разработать механизм допуска к рынку автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе такси. То есть обозначить специальные условия для того, чтобы заниматься такими перевозками. В этом плане предлагают ввести:
- регистрационные карты для авто (за оформление и регистрацию карты будет взиматься государственная пошлина в размере двух базовых величин – 58 руб.)
- карты допуска водителя (за оформление и регистрацию карты будет взиматься государственная пошлина в размере одной базовой величин – 29 руб.)
- карты допуска диспетчера автомобильных перевозок пассажиров
- карты допуска диспетчера такси (за карты диспетчера предусмотрена уплата госпошлины в размере 100 базовых величин – 2 900 руб.)
Во-вторых, планируется ввести основания для принятия ограничительных мер за нарушение законодательства в сфере автоперевозок.
В-третьих, предполагается обязать перевозчиков заключать с водителями трудовые договоры. За исключением ИП, которые работают без привлечения иных лиц.
В-четвертых, может появиться норма о том, что арендовать авто для перевозок пассажиров могут только юрлица или ИП.
Как это может отразиться на рынке?
Некоторые предложения могут кардинально изменить ситуацию на рынке автомобильных перевозок. Например, перевозчиков обяжут заключать с водителями такси трудовые договора, что может вызвать их массовый отток. Поскольку для большинства водителей работа в такси — это дополнительный заработок. А с введением такой меры это станет невозможным. Это в свою очередь может привести к тому, что цены на услуги такси поднимутся, и спровоцировать развитие так называемых такси «от борта».
В то же время представители Минтранса поясняют, что закон о такси 2021 не позволит реализовывать серые схемы. Ведь будет закреплена норма, что перевозить пассажиров без регистрационных карт и карт допуска незаконно. И в случае несоблюдения будут приниматься ограничительные меры: приостановка действия карты допуска водителя будет предусмотрена на срок до одного месяца, регистрационной карты транспортного средства и карты допуска диспетчера — на срок до трех месяцев. Также, по мнению транспортников, данный указ поможет снизить количества ДТП, которые происходят по вине недобросовестных водителей.
Когда вступят в силу новые правила?
Совершенно точно не в ближайшее время.
Пока что это только предложения, которые представили общественности и игрокам рынка. Общественное обсуждение проекта закончилось, все предложения и замечания рассмотрены, после чего указ будет направлен на общественно-консультативный совет. Затем на согласование в правительство и администрацию президента.
Если он будет принят, его опубликуют на национальном правовом портале. Указ вступит в силу через полгода после опубликования.
Самый ценный ресурс любой компании — это люди, которые там работают. Поэтому бизнес-завтрак в стиле Flex по теме HR соб...
Система мгновенных платежей (СМП) — инновационный сервис, который позволяет бизнесу быстро оплачивать товары, работы, у...
В конце сентября в Минске прошла конференция IT Space — крупное событие для IT-специалистов: с качественным контентом, ...
Белорусские компании ждут перемены: с 19 ноября вступит в силу Закон Республики Беларусь от 13.11.2023 № 312-З «Об изме...