Время чтения: 4 минут (-ы)

В конце марта 2022 года в нашей стране был подписан указ «О развитии средств массовой информации», который направлен на поддержку финансового положения белорусских СМИ и помощь в создании качественного национального контента. За рекламу теперь положено платить дополнительно. Кто и как должен оплачивать сбор? Разбираемся сегодня.

Что изменилось?

Если раньше компания хотела разместить свою рекламу в СМИ – на ТВ, радио, интернет-ресурсе или в газете – она оплачивала услуги согласно прайс-листу. Теперь при расчете рекламного бюджета нужно учитывать, что часть средств должна будет пойти в бюджет в качестве налога.

Кто будет платить?

Согласно указу №131, плательщиками нового сбора являются сами рекламодатели: юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые заинтересованы в рекламе своих услуг или товаров. При этом не важно, размещает ли такой рекламодатель свои банеры, видео-ролики или рекламные посты напрямую в СМИ или интернете или пользуется услугами рекламного агентства.

Рекламное агентство также может превратиться в плательщика налога. Это происходит всего в 2-х случаях:

  1. Рекламное агентство рекламирует само себя на сторонних площадках.
  2. Рекламное агентство размещает рекламу от лица иностранной компании. В таком случае оно становится плательщиком сбора (по сути налоговым агентом своего клиента не резидента РБ). В таком случае агентству логично включать сбор в стоимость своих услуг. Иностранный рекламодатель – компания, которая зарегистрирована в другой стране или созданная согласно законодательству другой страны обязаны размещать рекламу в Беларуси только через агентство на основании заключенного договора.

Сколько нужно платить?

По новому законодательству налоговые сборы за размещение рекламы можно разделить на 3 группы: 20%, 10% и 0%.

Нулевая ставка будет применяться для материалов, относящихся к:

  • Социальной рекламе;
  • Информации о мероприятиях, которые проводят государственных органы страны;
  • Информации на сайтах госорганов и государственных организаций, а также в госСМИ;
  • Рекламе, направленной на поддержку госорганами физкультуры и спорта;
  • Рекламе на досках объявлений;
  • Pекламе в торговых центрах (ЖК мониторов, аудио реклама, брендирование и прочие нестандартные форматы) и внутри других зданий;
  • Листовкам в лифтах жилых домов;
  • Световым панелям в метро (между зонами пропускных турникетов).

Ставка сбора установлена в размере 10% от стоимости размещения,  если речь идет о наружной рекламе (борды 6 на 3 метра, LED — экраны, настенные конструкции). Такой же ставкой облагаются брендирования автобуса, троллейбуса, трамвая, состава метро или поезда, растяжки в общественном транспорте, а также коммерческие листовки, размещенные в салоне, и аудио или видео реклама, транслируемая для пассажиров. 10% налог придется заплатить за рекламу на остановках и в переходах метрополитена (в зонах, которые расположены за пределами платформы).

Максимальные 20% от стоимости договора рекламодатели будет платить за размещение любых форматов рекламы в интернете (сюда попадает и «банерка», и соцсети, и даже контекст с ретаргетингом) и в частных печатных СМИ, в эфире частных ТВ каналов и радиостанций. Не обошел 20% налог стороной размещения у блогеров и пополнения рекламных кабинетов в соцсетях.

То есть, при стоимости размещения рекламы в интернете и частных СМИ в 1000 рублей, рекламодатель должен будет закладывать в бюджет 1200 белорусских рублей.

За что можно не платить?

Не нужно платить за размещение рекламных статей и материалов на собственных ресурсах компании, а также если вы забрендировали корпоративное авто. Не облагается налогом сувенирная и подарочная продукция, которую компании от мала до велика заказывают для своих клиентов на Новый год и другие знаковые события, но тут важно, чтобы такая продукция раздавалась сотрудниками компании без привлечения третьих лиц.

Не является объектом налогообложения призовой фонд рекламной игры, которая может также расцениваться как активность по продвижению товаров и услуг  компании. Но если вы хотите распространить информацию о самой игре, то любые формы рекламы будут облагаться налогом по ставкам, обозначенным выше.

Также нововведение не будет касаться организаций, в которых численность инвалидов превышает 30%, и исправительных учреждений и предприятий Департамента исполнения наказаний МВД. Они освобождены от уплаты сбора.

Как рассчитывается сбор за размещение рекламы в Беларуси

В качестве базы для расчета сбора нужно брать фактическую стоимость размещения рекламы на конкретной площадке без НДС. Данная сумма должна быть прописана в официальном договоре.

Государство дало игрокам рекламного рынка страны время для адаптации существующих договоров к новым требованиям. Указ №131 был официально опубликован 31 марта 2022 года, однако вступил в силу с 1 мая.

Если услуги были оказаны до 1 мая, но оплачены после этой даты, они не облагаются новым сбором.

Сроки оплаты

Компании и индивидуальные предприниматели должны будут:

  • Предоставить информацию о наличии объектов для обложения сбором до 20 числа месяца, следующего за кварталом, когда размещалась реклама.
  • Оплатить сбор до 22 числа того же месяца.

То есть, по итогам 2-го квартала компания должна уведомить МНС о своих рекламных размещениях до 20 июля, а заплатить – до 22 июля 2022 года.

Куда пойдут деньги?

Новый указ регламентирует, куда пойдут собранные средства. Согласно документу, деньги будут направлены в республиканский бюджет. При этом воспользоваться ими могут только государственные организации и только с целью финансирования национального контента.

__

Введение нового сбора по замыслу должно помочь в создании белорусского контента и поддержать государственные СМИ. Как оно будет происходить в действительности – покажет время. Сегодня понятно лишь одно: маркетинговые отделы белорусских компаний будут искать варианты для адаптации к новой реальности либо сокращать бюджеты на 10-20%.

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!