Время чтения: 3 минут (-ы)

Имеющаяся в собственности квартира может приносить ее владельцу дополнительный заработок. Ведь ее можно сдавать в аренду. Однако, чтобы из источника дохода она не превратилась в причину дополнительных трат, делать это нужно официально, то есть оформляя договор найма и уплачивая налоги. МТБлог разобрался в тонкостях оформления документов для сдачи квартиры в аренду. Спойлер: не все так сложно! Рассказывает по порядку.

Кто может сдать квартиру в аренду?

Статья 49 Жилищного кодекса гласит, что это может делать только собственник жилья. Не собственники могут быть наймодателем, если такие полномочия им предоставлены законодательными актами или владельцем квартиры. Например, по доверенности. Если у квартиры несколько собственников, нужно согласие их всех.

Как сдать квартиру официально?

1.Заключаем договор

В этом случае речь идет о договоре найма – соглашении, по которому одна сторона предоставляет в пользование жилое помещение другой стороне за определенную плату. Проще говоря, это документ, в котором закреплены взаимоотношения между арендодателем и нанимателем. Форму договора можно найти на сайте Министерства по налогам и сборам. Его вы и заполняете вместе с нанимателем. В нем указываются паспортные данные обеих сторон, состав семьи нанимателя, адрес и площадь квартиры, которая сдается, размер и сроки оплаты (только в белорусских рублях), права и обязанности и др. Договор должен быть заключен с момента фактического пользования квартиры нанимателем. Можно заключить договор на определенный срок, а можно бессрочно.

Он составляется в трех экземплярах: один находится у наймодателя, второй – у нанимателя, третий – в исполнительном комитете (районном, городском, поселковом, сельском), зарегистрировавшем этот договор.

Договор найма может быть расторгнут в любой момент по инициативе любой из сторон, независимо от того, какие сроки в нем были указаны.

2.Регистрируем договор

Подписанный обеими сторонами договор нужно зарегистрировать. Это можно сделать в исполкоме или организации ЖКХ (расчетно-справочный центр, ЖЭС). Но перед этим необходимо подготовить следующие документы:

  • Заявление, подписанное собственником (оно заполняется на месте). Если у квартиры несколько собственников, нужно их письменное согласие.
  • Документ, удостоверяющий личность (паспорта обеих сторон).
  • Три экземпляра договора найма.
  • Техпаспорт квартиры и свидетельство о госрегистрации права собственности на жилое помещение.

Договор может быть зарегистрирован в течение двух дней с момента предоставления документов. Процедура регистрации договора найма бесплатная.

3.Становимся на учет в налоговую

После регистрации договора собственнику квартиры нужно обратиться в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту прописки. Вам понадобятся следующие документы: паспорт, копия договора найма, копия техпаспорта на квартиру, выписка из лицевого счета о всех прописанных на данной жилплощади жильцах (ее нужно брать в ЖЭС).

Через несколько дней после обращения в налоговую вам по почте должно прийти извещение о присвоении учетного номера плательщика. Готово!

4.Регулярно оплачиваем налог

По закону, сдача квартиры на длительный срок (а не посуточно) не является предпринимательской деятельностью. Собственник уплачивает налог в виде фиксированной суммы, которая не зависит от его доходов. Ставки подоходного налога устанавливаются областными и Минским городским Советом депутатов, и для каждого региона они разные.

Традиционно самая высокая ставка в столице. Например, по последним данным, ставки налога с физлиц в Минске за однокомнатную квартиру – 34,30 руб., в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве – 32,20 руб. Эти ставки могут быть уменьшены (до двух раз) решениями областных (Минского городского) Советов депутатов. В целом, сумма налога зависит от двух факторов: расположения жилья и его площади.

Оплачивать налог можно двумя способами. Либо сразу за год (не позднее 1-го числа года, за который осуществляется уплата налога), либо за каждый месяц (не позднее 1-го числа месяца, за который осуществляется уплата налога). Удобнее всего каждый месяц платить необходимую сумму через ЕРИП.

Что будет, если не платить налог?

Если налоговая нагрянет с проверкой и окажется, что собственник сдает квартиру неофициально, то есть не платит за нее налоги, его ждут финансовые последствия. Он должен будет оплатить подоходный налог за весь период, в течение которого сдается жилье, а также пеню за просрочку. Помимо этого, собственнику может грозить административная ответственность за неуплату налогов, то есть штраф.

В каких случаях платить налог не нужно?

По закону, платить налог за сдачу квартиры не нужно, если вы сдаете ее:

  • Молодым специалистам, молодым рабочим (служащим).
  • Организации или индивидуальному предпринимателю (в этом случае налог удержит из вашего дохода и перечислит в бюджет арендатор помещения).

__

В таких делах полагаться на авось не самое лучшее решение. Для собственного спокойствия, сохранения сил и финансов стоит сдавать квартиру в аренду официально, заключив договор и заплатив налоги. Тем более, сделать это не так уж и трудно. Удачи!

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!