Помните бабушкины антресоли, на которых можно было найти всё что угодно? Постепенно мода иметь всё проходит. Сегодня выгодно покупать то, чем вы будете пользоваться действительно часто. Остальное можно взять в аренду. Почему брать вещи напрокат в Беларуси стало популярно именно сейчас, что происходило с рынком аренды последние 3 года и каким должен быть проект по шерингу, чтобы окупаться? МТБлог посекретничал с Валерием Семилетовым, экс-владельцем площадки для аренды товаров, и сделал несколько интересных наблюдений.

Наблюдение 1. Рынок аренды в Беларуси все еще в зародыше

Лето 2019 – переломный момент в белорусской шэринг-экономике. Минск пестрит желтыми велосипедами и самокатами, а словом «каршеринг» никого не удивишь. Уже прогресс, но еще не предел совершенства. Прогулявшись по просторам соседнего рунета понимаешь, что есть очень много креативных ниш, в которых белорусы еще не работают.

3 шеринговых сервиса, которых у нас точно нет:

  • Rubashki Club – сервис по аренде рубашек, что очевидно из названия. Он предлагает офисным работникам переложить на чужие плечи заботы о покупке, стирке и глажке рубашек и таким образом экономит время и силы. Свежий комплект рубашек доставляет курьер. Он же забирает использованные сорочки.
  • Фудшеринг – опять же все понятно из названия. Мы имеем дело с шерингом еды с истекшим сроком реализации, но с актуальным сроком годности. Сервис распределяет еду между благотворительными организациями, нуждающимися слоями населения, бездомными или поддерживает любые волонтерские мероприятия.
  • Skiset помогает любителям зимних видов спорта подготовить свои сани еще летом – забронировать горные лыжи, сноуборды и экипировку. Сервис осуществляет прокат более чем в 400 курортах Европы и США.

– Шеринг в Беларуси все еще находится на очень ранней стадии, – уверен Валерий Семилетов. – За 3 года это направление получило развитие, но от США и Европы мы по-прежнему отстаем на десять лет. Есть проблемы с размером рынка: чтобы шеринговый проект окупался, он должен быть международным или как минимум охватывать крупный регион. Хромает распределение спроса и предложения: аренда процветает в крупных городах, а регионы часто не имеют возможности пользоваться такими сервисами из-за дорогой логистики.

Наблюдение 2. На маленьком рынке не спасает даже широкий ассортимент

На огромном российском или американском рынке свое место под солнцем находят шеринговые проекты, работающие в очень узкой нише. В Беларуси, даже сдавая напрокат все: от отвертки до бурильной установки, – сложно выйти на большие обороты и стабильную прибыль.

5 товаров, которые чаще всего берут в аренду белорусы:

  • Инструмент. Делаете ремонт или подвернулась «халтурка» – берете на прокат все необходимое и в бой.
  • Спортивные тренажеры. Желание заниматься собой у многих людей сезонное и обостряется перед отпуском. Если не планируете постоянно тренироваться или просто хотите протестировать, что для вас лучше – велотренажер или эллипсоид – можно попробовать шеринг.
  • Детские товары. Ребенок до 2-х лет растет очень стремительно: сегодня ему нужны прыгунки, завтра – ходунки, а покупать все это не только дорого, но и непрактично.
  • Сложные бытовые приборы для студентов. Возить за собой холодильник, стиральную машину и микроволновку по съемным квартирам и общежитиям неудобно. Проще взять в аренду.
  • Редкие товары. Сложные световые и звуковые установки или объектив для фотоаппарата со специфическими характеристиками, – по сути штучный товар. Купить самостоятельно не всем по карману, арендовать намного выгоднее, но найти такой товар напрокат непросто.

Делать нишевый продукт по шерингу рубашек, лыж или вечерних платьев в Беларуси – рискованно. Поэтому большинство площадок предлагают большую палитру товаров.

Но, как и в любом бизнесе, в шеринге есть доля везения и человеческий фактор. Как показывает практика, даже проекты с диверсифицированным ассортиментом на большом рынке и высокой маржинальностью могут не взлететь.

– В один российский проект по аренде вложили около 600 тысяч долларов, ребята добавляли к стоимости товара 40-50%, но экономика все равно не сложилась. В Беларуси мы не могли позволить себе такую маржинальность, – рассказывает Валерий Семилетов.

Вывод 3. Шеринг без прямого общения с клиентом развязывает руки

В этом году Kolobike и Eleven стали очень популярными. Спортивный транспорт выглядит многообещающим сегментом в контексте аренды. Но пока делать выводы слишком рано. Для подтверждения того, что бизнес-модель на белорусском рынке сработала, потребуется хотя бы 2 сезона.

Основное преимущество и одновременно ахиллесова пята модели шеринга, которую сейчас используют для продвижения вело, самокато- и автошеринга – отсутствие необходимости общаться с представителем компании. Транспортное средство вы можете оставить практически в любой точке на улице. Это безусловно гибкая модель и плюс для вашего бизнеса, но вы не можете сделать то же самое с детскими ходунками, игровой приставкой, дрелью или шлемом дополненной реальности.

В отсутствии прямого контакта есть и минус.

— Я для себя так и не разобрался, действительно ли наши люди такие вандалы или это просто маркетинг, – шутит Валерий. – На нашей практике умышленного вандализма не было, но техника, игрушки и прочие арендуемые вещи могут сломаться в процессе эксплуатации, тогда и начинаются игры в прятки. Человек не возвращает товар вовремя, потом говорит, что хочет продлить аренду – один раз, второй, потом не берет трубку.

В нашем проекте мы общались с клиентами лично, оценивали риски работ с ними, подписывали документы. Это очень дисциплинирует. Несколько раз мы столкнулись с ситуацией, когда у нас брали в аренду игровые приставки, а потом сдавали их в ломбард. К счастью, таких случаев было не много. Если клиент решил сбежать, сведения передаются в милицию и дальше вопрос решается через суд.

Когда вы арендуете велосипед, самокат или авто, это происходит без прямой коммуникации с сотрудниками компании. Это развязывает руки.

Вывод 4. Регионам нужна логистика, а это дорого

Пока неясно, будет ли шеринг транспорта развиваться в региональных городах, но еще больший вопрос в том, что в регионах не развивается даже аренда детских товаров, тренажеров и прочих приземленных вещей.

Если вы решите строить бизнес на аренде техники, оборудования или товаров повседневного пользования, вам нужна логистика, склады, специалисты, которые будут проверять и ремонтировать оборудование. Мы думали, как сделать сервис по аренде максимально доступным и удобным для регионов, как сделать так, чтобы людям не нужно было к ехать к нам на склад или доплачивать за доставку. Оптимальным решением были ячейки для временного хранения и обмена. Один человек оставляет там, например, дрель, второй приходит и забирает. Все действия фиксируются в приложении. Разместить такие чек-боксы можно было в торговых центрах Евроопт или Wildberries, которые есть в десятках городов. Но мы отказались от этой идеи, — делится опытом Валерий Семилетов.

Причин отказа три:

  • Оборудование нуждается в проверке на работоспособность прежде, чем им начнем пользоваться следующий клиент.
  • Естественный износ никто не отменял. Если прибор или товар неисправен, нужен срочный ремонт.
  • Воровство имеет место. Клиент может положить в коробку из-под шуруповерта кирпич, и доказать, какой именно пользователь это сделал – предыдущий или тот, который сейчас открыл ячейку, сложно, а взыскать товар обратно – еще сложнее.

Мы рассматривали различные варианты, но все они по-своему неэффективны. Доставка в одну сторону товара по Беларуси стоит 4-50 рублей, столько же обратно. Предположим речь идет о велотренажере. Месяц аренды стоит 35-40 рублей. Доставка за 30-40 рублей выглядит очень нелогично. Можно сотрудничать с доставкой Евроопта, это дешевле, но ждать нужно 2-3 дня, и они не принимают габаритные товары (например, велотренажер).

Несмотря на сложности становления на рынке Беларуси, экономика совместного потребления – мировой тренд. По данным Pricewaterhouse Coopers, рынок растет по экспоненте: в 2014 году его объем оценивался в $14 млрд., к 2025 году предполагается рост до $335 млрд.

Еще в 2018 году рыночная капитализация Uber достигла $68 млрд., Airbnb -$31 млрд. Среди крупных игроков также можно назвать Lyft — шеринг поездок в Америке, Ola — совместные поездки в Индии, аналогичный транспортный сервис Grab в юго-восточной Азии и китайский Didi Chuxing.

Поэтому, если у вас есть гениальная идея и ресурсы на ее реализацию, стоит попробовать.

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях!