Электрических девайсов для перемещения у белорусов сегодня становится так много, что для них разрабатываются собственные правила дорожного движения. И не зря, это экологично, практично и приятно, особенно летом. Мы собрали все доступные варианты летнего электротранспорта и выявили плюсы и минусы каждого в большом обзоре.

Еще в 2001 году Дин Камен (Dean Kamen) презентовал двухколесный персональный электротранспорт под названием сегвей (segway). Его особенностями были автономность, простота управления и современный дизайн. Именно так началась эра персонального электротранспорта. Новинка быстра стала популярной в США, а после и во всем мире.

Сейчас выбор личного электротранспорта действительно велик: электросамокаты, электроскутеры, гироскутеры и его разновидности, моноколеса. О каждом виде расскажем подробнее, но у них всех есть общие плюсы:

  • Экологичность – не вырабатывают CO2, не загрязняют окружающую среду.
  • Мобильность – не нужно стоять в пробках, можно проехать везде, куда можно добраться пешком, легко взять с собой в общественный транспорт, помещение, багажник автомобиля. Можно комбинировать, например, с метро и таким образом оптимизировать свои маршруты.
  • Дешевизна использования – на заряд аккумулятора электросамоката, к примеру, уйдет не более 10 рублей в месяц.
  • Удобство хранения. Большинство видов персонального электротранспорта имеют небольшие размеры, благодаря чему у вас не возникнет сложностей с их хранением и перемещением. 
  • Безопасность – во время пандемии таким образом можно избегать общественного транспорта, не контактировать с другими людьми.
  • Пребывание на свежем воздухе. Во время поездки на электротранспорте вы находитесь на улице, обогащаете свой организм кислородом, нагуливаете аппетит и здоровый сон. 

Минусы тоже есть:

  • В Беларуси не хватает оборудованных парковок для личного электротранспорта.
  • Электротранспортом комфортно пользоваться только в теплое время года и без осадков – это относительно небольшой период времени в нашей стране.
  • Барьеры на дороге. К сожалению, далеко не везде легко перемещаться, так как мешают бордюры. Государство постепенно создает безбарьерную среду, но работы еще много. На самокате, например, так можно упасть или повредить устройство.

Электросамокат

Сегодня это самый распространенный вид личного электротранспорта. И не зря. На нем удобно передвигаться по городу, с ним пустят в метро, если ехать нужно далеко, это относительно устойчивый транспорт, в отличие от моноколеса, им легко управлять, а некоторые модели разгоняются до 90 км/ч (большинство городских моделей – до 25 км/ч). Из минусов можно отметить только вес – от 4,7 до 12 кг, в руках особо не поносишь. 

Выбирая электросамокат, обращайте внимание на следующие характеристики:

  • Максимальная нагрузка на транспорт. Есть детские варианты, которые рассчитаны на небольшой вес, а на некоторых можно кататься даже двоим взрослым и с рюкзаками.
  • Емкость аккумулятора, запас хода. От этого зависит, как долго вы сможете кататься без подзарядки и как часто придется заряжать устройство.
  • Мощность мотора. Чем больше мощность, тем быстрее сможет разогнаться самокат.
  • Время зарядки. Чем быстрее заряжается батарея, тем удобнее. 
  • Популярность. Почитайте отзывы о конкретном товаре. Так вы поймете, какие минусы есть у того или иного самоката, подойдет он вам или нет. Кроме того, чем популярнее модель, тем проще будет найти на нее запчасти в случае поломки. 

Стоимость электросамокатов для взрослых в Беларуси варьируется от 490 до 12000 рублей. Популярный самокат среднего сегмента можно купить примерно за 850-900 рублей. 

Павел Глинистый, 24 года:

«Когда был в Вильнюсе, попробовал покататься на каршеринговом электросамокате впервые. Мне невероятно понравилось. Это комфортно, удобно, мобильно, можно заехать куда угодно. С велосипедом такие проблемы будут в метро или в других местах. 

Выбирал исходя из характеристик модели и стоимости расходных материалов. Я взял самокат от Xiaomi, потому что сейчас это самая популярная модель, она выиграла всевозможные премии в своей категории, а еще этот самокат красивый и надежный относительно цены/качества. На него легко найти запчасти, так как модель популярная, поэтому что-то заменить не проблема.

Когда я покупал электросамокат, я работал в офисе. Чтобы добраться до офиса на велосипеде, нужно было приложить усилия, а сидеть потному на работе весь день приятного мало. На электросамокате я могу доехать до любого метро и поехать дальше на общественном транспорте. С велосипедом я так сделать не смогу. 

Свой самокат я покупал за 650-700 BYN, сейчас он стоит примерно 700 рублей. С тех пор, как я езжу на самокате каждый день, за электричество плачу +10 рублей в месяц, по кошельку это не бьет. Единственное, что я недосмотрел – колеса. Они пробивались из-за того, что я вовремя их не подкачивал. Менять нужно камеру и покрышку. Камера – 10 рублей, покрышка – 15-20 рублей, работа около 15 рублей. Я заменил уже 3 колеса (40*3=120 рублей). За год наездил 1081 км, причем осень, зиму и весну можно не считать». 

Электроскутер

Это почти, как электросамокат, только с сидением и колесами побольше. На таком транспорте по пешеходным дорожкам особо не поездишь – скорость хода электрического скутера до 100 км/ч, большинство моделей разгоняются до 60 км/ч. На электроскутере многие передвигаются по проезжей части дороги. 

При этом законодательство за темпом современной жизни не успевает, и действующие Правила дорожного движения никак не регулируют вопросы, связанные с передвижением на электроскутерах. Так что теоретически права не нужны, покупай девайс и катайся. Но на практике такие пробелы в законе приводят к тому, что каждый сотрудник ГАИ рассматривает возможные проблемы на дороге с электроскутерами так, как ему кажется правильным. Если водитель электроскутера станет создавать проблемы другим участникам дорожного движения, его, конечно, накажут. Но вот каким именно будет наказание – предсказать невозможно, правил-то нет. Был прецедент, когда владелец электроскутера лишился водительских прав из-за того, что ехал на скутере выпившим.

Стоит такой железный конь почти, как мотоцикл – от 1100 до 7000 рублей. Средняя цена за популярную модель – 2300-3000 рублей. 

При выборе стоит обращать внимание на те же характеристики, что и у электросамоката. Дополнительными фишками могут быть корзина для вещей или багажник, зеркала заднего вида, количество посадочных мест (на одного или на двоих). 

Сегвей

Прародитель целого поколения электродосок на колесах до сих пор пользуется спросом. Его отличительная особенность в том, что есть специальная опора, благодаря которой водителю удобнее стоя управлять транспортным средством. На таком транспорте можно ездить действительно везде, даже в помещениях. Максимальная скорость – 55 км/ч, в среднем сегвеи разгоняются до 18-20 км/ч. Стоимость – от 499 до 4730 белорусских рублей. Популярные модели для взрослых стоят около 700 рублей. 

Выбор сегвея основывается на:

  • Максимальной нагрузке на транспорт
  • Максимальной скорости
  • Мощности двигателя
  • Дизайне

Гироскутер (гироборд)

Это доска на двух колесах, которая работает от электричества и слушается движений управляющего (наклоны тела). Такой транспорт подойдет и детям: он компактный, легкий и простой в управлении. Разгоняется до 20 км/ч, средняя максимальная скорость 15-18 км/ч, но есть и модели, которые заявляют максимальную скорость 55 км/ч. Максимальная нагрузка у гироскутера тоже значительно меньше, чем у самоката или скутера, до 150 кг. 

При выборе гироскутера обращайте внимание на:

  • Максимальную нагрузку, так как большинство моделей сейчас рассчитаны на детей
  • Мощность двигателя
  • Максимальную скорость
  • Дизайн – их великое множество, буквально разбегаются глаза

Стоимость гироскутеров в Беларуси составляет от 260 до 1050 рублей. Популярные модели стоят около 350 рублей. 

Моноколесо

В названии транспорта отражена его суть – одно колесо с двумя подставками для ног по бокам. Нужно держать равновесие, управлять устройством собственным телом. На такой штуке кататься можно только одному, поэтому максимальная нагрузка – до 150 кг. Максимальная скорость – 55 км/ч, в среднем они едут максимум до 30 км/ч. 

При выборе моноколеса остается смотреть только на мощность двигателя, дизайн устройства и производителя. 

Стоимость моноколеса варьируется от 550 до 5000 белорусских рублей. Популярные модели стоят в районе 1500-2000 бел. руб. Недешевое футуристическое удовольствие.

Покупать свое или пользоваться шерингом?

Наконец-то и в Беларуси есть шеринговые компании, где можно взять в аренду электротранспорт. Если вы думаете о покупке одного из вышеописанных устройств, то аренда – это как раз то, что позволит самостоятельно оценить все плюсы и минусы, протестировать транспорт на деле и понять, стоит ли покупать такой себе или нет. 

Если вы ездите на автомобиле или общественном транспорте, а электротранспорт рассматриваете лишь в качестве редкого развлечения, то проще не покупать свой, а пользоваться шерингом. Так и дешевле получится, и меньше хлопот. 

Преимущества шеринга:

  • Не нужно заряжать, обслуживать транспорт
  • Не нужно думать о месте хранения
  • Есть выбор разных видов транспорта, можно сегодня покататься на сегвее, а завтра на самокате 

Недостатки шеринга:

  • Ограничения в зонах действия – не везде можно найти свободное шеринговое устройство, а при использовании нельзя покидать определенные зоны
  • Стоимость – поездка в такси зачастую будет выгоднее 
  • В шерингах представлены лишь определенные популярные модели устройств. Вы не сможете выбрать именно ту модель, которую хочется именно вам.

Сколько стоит прокат электротранспорта?

Цены на прокат и шеринг зависят от вида транспорта, компании, которая предоставляет такую услугу и времени пользования устройством. 

Шеринг самокатов Eleven. Старт поездки 2 рубля, каждая минута – 0,30 рубля. 

Получайте бесплатный старт поездки на самокатах Eleven при оплате карточками МТБанка Mastercard!

Шеринг велосипедов и электросамокатов Kolobike

  • Стоимость проката велосипеда 1 рубль за полчаса. 
  • Электросамокат и электровелосипед – 10 рублей в час, 0,15 руб. минута + 1 рубль за старт поездки. 

CityBike – прокат летнего транспорта. Есть и обычные велосипеды, и самые разные виды электротранспорта. Можно брать напрокат от 30 минут до недели. 

  • 30 минут на электросамокате будет стоить 10 рублей, 1 час – 15 рублей, каждый последующий час +5 рублей. За 1 день придется заплатить 30 рублей. 
  • Аренда гироскутера от 5 рублей за полчаса до 100 рублей за неделю.
  • Электроскутер – от 20 рублей за полчаса, 320 рублей за неделю.

Подробнее здесь.

Velocat.by предоставляет в аренду электросамокаты трех моделей (обычно у каждого шеринга есть только одна модель), гироскутеры, а также обычные велосипеды и дополнительное оборудование (шлемы, комплекты защиты). 

  • Электросамокаты можно взять в аренду от часа до недели. Стоимость от 10 рублей за час.
  • Гироскутер отдают сразу от 1 дня до недели. Стоит это от 25 рублей в сутки. 

GoBro.by занимаются прокатом электросамокатов, велосипедов, лонгбордов и даже зимнего спортивного оборудования. 

Стоимость аренды электросамоката от 10 рублей за час (15 руб в пятницу, субботу и воскресенье) до 25 рублей за сутки (35 в пятницу, субботу и воскресенье). 

«Электросамокат в прокат» предлагает взять в аренду самый разный электротранспорт: 

  • Электросамокаты пяти моделей от 5 рублей за 30 минут до 25-35 рублей за сутки (в зависимости от дня недели)
  • Электроскутеры от 10 рублей за полчаса до 45-60 рублей в сутки
  • Сегвей от 5 рублей за полчаса до 25-35 рублей в сутки

Этот прокат организовывает доставку электротранспорта клиенту в пределах МКАД. Учтите, что, кроме стоимости проката, нужно будет оставить залог за транспортное средство от 40 бел   руб.

SmartBalance не только продает электротранспорт, но сдает в аренду. Цены и виды устройств здесь

Еще одна компания по прокату электротранспорта – «Нулевой километр». Самокаты, электроскутеры и защита. Цены здесь

Лучше всего выбирать прокат электротранспорта недалеко от дома. Стоимость у всех сервисов аренды примерно одинаковая, а вот далеко ехать после прогулки, чтобы вернуть средство передвижения, не удобно. 

Электротранспорт давно не вызывает недоумения на улицах. Он стал полноценным городским средством передвижения. Имея такой девайс, не нужно стоять в пробках или пользоваться общественным транспортом, что особенно актуально во время пандемии. Приятных летних «покатушек» и побольше теплых дней в году, чтобы успеть насладиться ветром! 

 

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!