Что нужно знать, если вы хотите ездить на электромобиле. Рассказывает первый продавец Tesla в Беларуси
Электромобили – транспорт будущего. И пока мы ждали, оно взяло и наступило. С каждым годом электрокары в мире используются всё активнее и их количество на дорогах растёт. Чтобы разобраться, как мировые тренды доходят до Беларуси, насколько комфортно ездить по нашей стране на электрической тяге и что ждёт индустрию в будущем, мы поговорили с Артуром Тумановым – владельцем авто-шоурума Tesla-Cars.by
О практичности
Как городской автомобиль, в Беларуси электромобиль сейчас более чем практичен. На данный момент можно абсолютно спокойно эксплуатировать его в городе, даже не имея собственного места для зарядки.
Однако тем, кому надо ездить в дальние путешествия, причём делать это достаточно быстро, не с осмотром достопримечательностей, а просто срочно добираться из пункта А в пункт Б, он пока не подойдёт.
Об эксплуатации и деньгах
Ломаются электромобили достаточно редко, но бывают небольшие нюансы вроде неисправности дверной ручки. Обслуживание подвески и ходовой части такое же, как и в обычных автомобилях. В принципе, её можно ремонтировать на любом сервисе. Если что-то по электрической части, то лучше спецсервис, конечно. В Минске как минимум один такой есть. Есть также мастерские, которые ремонтируют и гибриды, и всё вместе. Насчёт других городов я не в курсе, но те же гибридные сервисы вполне могут обслуживать электромобили и там.
В плане расходников я бы не сказал, что есть особые хлопоты. Это не бензиновая машина: не нужно менять ни масло, ни другие вещи. Да, электромобиль дороже, но ты один раз заплатил и потом спишь спокойно.
Nissan Leaf, например, мне не приходилось эксплуатировать долго, но, говоря о Tesla, стоимость обслуживания стремится к нулю. До 80 000 километров меняется только салонный фильтр и щётки стеклоочистителя – и то по желанию.
Что касается налогов, то в отличие от, например, Украины, у нас есть таможенная пошлина на электромобиль и достаточно высокая [17% + 20% НДС + утилизационный сбор; прим. ред], но она также есть и на бензиновые авто. Из выгодных сторон: на данный момент электромобили освобождены от дорожного налога. Возможно, когда-нибудь сделают бесплатную парковку.
О зарядках и пробеге
Большинство людей думает, что в Беларуси негде заряжаться. На самом деле Белоруснефтью и не только уже построена очень серьёзная сеть зарядок. Только в Минске их порядка 70, а по всей Беларуси около 200. При этом у нас в стране около 400-500 электромобилей, то есть на одну зарядку в среднем приходится всего по две машины.
Кроме того, сейчас Белоруснефть устанавливает скоростные станции мощностью в 50кВт*ч. Они могут зарядить Tesla до 80% за полтора часа, а тот же Leaf за полчаса. До конца года обещают нам около 11 ультра-быстрых зарядок, которые будут заряжать и Tesla около получаса. Думаю, к 2022 году вся Беларусь покроется сетью таких станций, потому что сейчас всё это развивается очень быстрыми темпами. Также стоит отметить, что все зарядки для электромобилей в Беларуси на сегодняшний день бесплатные.
Чтобы поставить зарядную станцию у себя во дворе, нужно получить согласие товарищества собственников. Если оно даст добро, всё остальное – чисто технические моменты: сделать проект и согласовать в энергонадзоре. Всё вместе с оборудованием будет стоить 2500 – 3000 долларов под ключ. Мощность такой зарядки – 22кВт*ч, и она способна спокойно зарядить автомобиль за ночь.
Дома я заряжаю свою машину по ночному тарифу полностью за 10 рублей. Она за эти 10 рублей может проехать где-то 500 километров в спокойном режиме. То есть это 2 рубля на 100 километров. Даже если я буду сильно гонять, эта цифра может увеличиться в полтора раза. В среднем выходит 2-3 рубля на 100 км. Причём я езжу не на “малолитражке”, а на автомобиле, у которого 770 лошадиных сил.
Влияние музыки и климат-контроля на расход – это распространённое заблуждение. Влияет на него только манера вождения и температура на улице. Зимой расход на 20% больше из-за подогрева батареи и салона.
О покупке
Сейчас в Беларуси есть несколько способов приобретения электромобиля. Можно привезти его из-за границы самому, можно обратиться к официальным дилерам, которые продают BMW i3 и Jaguar I-Pace, или можно обратиться к нам, если есть желание купить Tesla.
Из Америки с экономической точки зрения есть смысл везти только побывавшие в аварии авто. И это как лотерея: бывает, приходят автомобили без батареи, без ключей, и покупатель никак не защищён от этого. Вероятность того, что что-то будет не так, около 30%. Но вполне возможно, что вы попадёте в счастливые проценты.
У дилеров человек застрахован. Tesla-cars, например, работает только с новыми машинами со склада в Европе. Они приходят с гарантией и всем необходимым. Клиент получает сразу полный пакет обслуживания и автомобиль, с которым не будет в дальнейшем никаких проблем. Американские же машины не заряжаются напрямую от наших трёхфазных розеток. Они даже в Европе не могут заряжаться на суперчарджерах, потому что тут другое напряжение, другой ток и вообще в плане электричества всё чуть-чуть иначе.
За сколько окупится разница в цене на электрокар в сравнении с бензиновым авто (а она составляет 20-50%)? Зависит от того, как ездить. Конечно, у тех, кто ездит немного, это не окупится никогда. Получается скорее имиджевая история. А если отправить тот же Leaf в такси, он окупится полностью года через полтора.
Обычно о покупке задумываются люди, которые живут в своём доме, потому что это очень удобно: приезжая на ночь, ты заряаешь авто. Также приходят к мысли об электроавто те, кто хочет пробовать что-то новое, кто на всём, на чём можно, уже переездил. И третья категория – это люди, которые задумываются об экологии.
На данный момент главная проблема низкой распространённости электромобилей в том, что это достаточно дорого. Когда у меня спрашивают, какой главный недостаток Теслы, я говорю: “Главный и единственный – её цена”. Поэтому ждём от государства снижения пошлин или ещё какие-то плюшки.
Автоэнтузиастам, которые очень хотят электромобиль, но не имеют средств на что-то дорогое, могу посоветовать Fiat 500 (у него есть электрическая версия). Многим он покажется маленьким, но как электромобиль он прекрасен. К тому же стильный и с хорошими характеристиками. Ну и главный бестселлер, конечно, Nissan Leaf.
Если же брать в целом, то, за исключением Tesla, три лучших электромобиля сейчас, на мой взгляд, это Jaguar I-Pace, Audi E-Tron и Mercedes EQC.
О перспективах
Конечно, во многом продажи электрокаров во всём мире держатся и на дотировании от государства. Так как у нас этого дотирования нет, развитие сферы будет зависеть от того, будут ли какие-то специальные ввозные пошлины и удастся ли наладить собственное производство. И то, и другое – способы снизить цены.
К слову, производство электромобилей не сложнее, чем производство бензиновых авто. Даже наооборот, оно намного проще. Там намного меньше сложных узлов: нет коробки передач, ДВС, сцепления и так далее. Было бы желание, и можно скооперироваться с теми же Geely.
Думаю, что запуск АЭС у нас приведёт к более бурному развитию электромобильной индустрии. Например, отсутствие ночного спроса понижает цену на электричество, а запасать его каким-то образом невозможно, поэтому одним из вариантов распределения излишков энергии будет развитие сферы электрических авто.
_______________
Ниша авто на электрической тяге в Беларуси, так или иначе, существует. Технологии приходят к нам, и пусть ещё есть куда расти, но электроавтомобилисты уже сейчас имеют инфраструктуру с неплохим потенциалом для развития. Если вы всегда мечтали ездить на электрической энергии и жить в будущем, возможно, пора начинать!
«Подтвердите, что вы не робот!» — это сообщение хорошо знакомо всем, кто активен в международной паутине. Не важно, как...
Автоматизация процессов - важная часть развития любого бизнеса. И речь идет не только об усовершенствовании производств...
Признайтесь, вы тоже хотя бы раз под бой курантов решали, что с 1-го января начнете новую жизнь? Это абсолютно нормальн...
В 2020 году после начала эпидемии COVID-19 некоторые страны начали вводить специальные визы для так называемых «цифровы...