Время чтения: 4 минут (-ы)

Уже сегодня говорят о том, что к 2030 году на наших дорогах резко сократится количество машин, потребляющих бензин. Экспансия электромобилей кажется неизбежной. Tesla уже пару лет как не развивается в гордом одиночестве. Все топовые концерны от BMW до Toyota заявили о внедрении в свой модельный ряд авто на «батарейках». Уже через 5 лет каждый пятый авто будет электрическим.

Пришло ли время купить себе электрокар в Беларуси? Эти вопросом задался МТБлог и выяснил, как стать владельцем Tesla и не только, сколько стоит привезти электрокар, хватает ли в стране заправок и можно ли заряжать свое авто, прокинув удлинитель прямо из окна квартиры на улицу?

Стоит ли покупать электромобиль в Беларуси

Если вам нужен электромобиль, который может полностью заменить машину с двигателем внутреннего сгорания, то хорошая новость в том, что он существует, а плохая в том, что стоит не дешево.

В настоящее время Tesla — единственный производитель, у которого запас хода составляет около 600 км. Их модель S «Long Range» даже без растоможки и расходов на доставку стоит от 100 000 долларов США. «Long Range» Model 3 может проехать около 400 км на одной зарядке и стоит она от 60 000 долларов США.

Для сравнения, аналогичная моделью на бензине или дизельном топливе, например, новенькая BMW 320d средней комплектации, будет стоить от 45 000 долларов.

И в этом заключается основная проблема электромобилей: они все еще существенно дороже по сравнению с автомобилями с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).

Можно ли найти бюджетный электромобиль?

Tesla уже не редкость на дорогах Минска, но не она основа нашего 3-х тысячного автопарка электрокаров. Китайские авто, которые гарантируют неплохое соотношение цена-качество, Nissan Leaf (I и II версии), Chevrolet Bolt, Volkswagen eGolf – правят баллом. Кстати, аналогичная картина в России.

Цена Nissan Leaf будет зависеть от версии, года выпуска, запаса хода, степени «б/у-шности». Например, модель 2013 года с запасом хода 130 км обойдется на внутреннем рынке в 10 000 долларов, а вариант «помоложе» – версия II, 2018 год, запас хода 250 км – будет в 2 раза дороже.

Chevrolet Bolt популярен в службах такси. Цена на такой электрокар 2017 – 2018 года выпуска составит порядка 25 000 долларов.

Хорошим вариантом между бюджетным авто и Tesla может стать внедорожник Hyundai Kona. Цены внутри страны на модель 2018 года находятся на отметке 27 000 долларов, 2020 – от 30 000 долларов. С точки зрения того, как он ездит, он такой же, как Tesla, то есть вы можете использовать обогреватель или кондиционер и ездить как обычно, не замечая значительного снижения дальности, как в Volkswagen eGolf.

Удобство заправки электрокаров, стоимость эксплуатации

Одним из барьеров, который мешает среднестатистическому водителю пересесть на руль электрокара, является вопрос заправки. Если пользоваться «электричкой» только внутри Минска, то жизнь кажется прекрасной. Белорусская столица по плотности электрозаправок может дать фору Москве или даже европейским городам. Ссылка на карту заправок здесь.

Крупнейшим оператором электрозаправок является Беларуснефть (проект «Маланка»). Компания заявляет, что в сутки может заряжать более 20 000 авто. Тариф зависит от типа зарядки: fast charge (быстрая зарядка) стоит 0,39 рубля за кВт/ч , медленная – 0,29 рублей.

Чтобы зарядить стандартный 40–киловатный аккумулятор Nissan Leaf на fast charge, нужно 30 минут. Пробега хватит на плюс/минус 250 км. Tesla зарядится минут за 45 минут.

На бюджетном авто с двигателем 1,4 литра для того, чтобы проехать 250 км, нужно заправиться примерно на 35 – 40 рублей. В случае с электрокаром бюджет снижается до 15 рублей даже с fast charge. Если пробег в год 20 000 км, а на 100 км – 10л топлива, то 2 000 литров – это 4 100 рублей. Зарядка для электрокара на такой же километраж – 500 рублей. Экономия налицо!

Что касается эксплуатационных расходов, то в этом плане электрокар очень предсказуем. Основные проблемы могут возникнуть с батареей, которая через несколько лет станет разряжаться гораздо быстрее. У бюджетных электрокаров проблемы могут начаться уже через 5 лет, Tesla дает гарантию на батарею и на двигатель – 8 лет.

В Минске и за его пределами уже появляются специализированные СТО, которые могут не только устранить незначительную поломку, но и восстановить битый электрокар, купленный на европейском или американском аукционе.

Растаможка электромобиля при покупке

Всплеск интереса к электромобилям в Беларуси связан не только с тем, что они экономичнее и экологичнее дизельных и бензиновых авто. В мае 2020 года государство предоставило карт-бланш всем, кто захочет пересесть на «электричку» и обнулило ввозные пошлины. До 2022 года (то есть еще пару дней) вместо 15% от стоимости авто можно было платить 0%. По мнению аналитиков и экспертов рынка, обнуление пошлин дало мощнейший толчок развитию рынка электрокаров не только в Беларуси, но и России, поскольку россияне регулярно стали заказывать авто через белорусские автохаусы.

Пока о продлении льготы ничего доподлинно не известно. Беларусь выступила инициатором пролонгации нулевой пошлины до конца 2023 года, но в проекте свежей редакции ТН ВЭД ЕАЭС обозначена ставка в 15%, которая действовала до 2020 года.

Но растаможка под 0% не единственный бонус в Беларуси. Также с мая 2020 года для физических лиц, ввозящих электрокар для собственного пользования, отменен НДС. Ранее этот налог рассчитывался исходя из стоимости растаможки и цены ввозимого авто, поэтому выгода при покупке электрокара последние полтора года составляла до 38%.

Заключение

Электромобиль сегодня – это то, как говорится, стильно-модно-молодежно. Вдобавок еще экономично и экологично. Тем не менее, еще пару лет его лучше рассматривать как второй автомобиль в семье, поскольку пересаживаться на электрокар окончательно, как нам кажется, преждевременно. А вот лет через 5 и инфраструктура будет лучше, и сервис подоспеет, и цены упадут.

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!