Время чтения: 3 минут (-ы)

В мире удаленного ведения бизнеса электронная подпись не вызывает удивления, равно как и онлайн-совещания или «офисные» программы. Это доступный инструмент для удобного ведения документооборота. Услуга пользуется популярностью: с 2014 года ею воспользовались более 900 тыс. белорусов: как юрлиц и ИП, так и физлиц. О последних и пойдет речь, ведь электронную подпись используют не только для бизнес-целей, но и для личных. МТБлог решил разобраться, какие возможности она предоставляет физлицам, как ее получить и сколько это стоит.

Что такое электронная подпись и как она работает?

Электронная подпись – это последовательность символов, которые подтверждают целостность и подлинность электронного документа. Такая услуга дает возможность владельцам бизнеса, ИП, физлицам удаленно подписывать нужные документы. И по закону, электронные документы с цифровой подписью приравниваются к бумажным, имеют одинаковую юридическую силу.

Подпись «ставится» с помощью специального личного ключа – набора символов, который принадлежит конкретному лицу, которое оформляет ЭЦП. Это закрытый ключ, который использует только владелец. Также есть открытый ключ, который соответствует личному и используется для проверки подлинности подписи. Он доступен всем участникам документооборота. Наличие этого ключа подтверждает, что документ подписал конкретный человек.

На деле электронная подпись (вернее, ключ от нее), как правило, хранится на специальной флешке. Но в качестве носителя информации может выступать и облачное хранилище сертификатов на сервере удостоверяющего центра. Для этого не нужно физическое оборудование. Также электронная подпись может хранится на специальной SIM-карте – такую услугу предоставляют мобильные операторы. В этом случае подписание электронного документа производится с помощью специальных SMS, которые сопровождаются операциями с личным кодом.

Что говорит закон?

В Беларуси электронная цифровая подпись появилась более 10 лет назад. В 2009 году был издан закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», который дал право юрлицам и ИП подписывать документы и обращения в различные госорганы, в том числе Министерство по налогам и сборам, ФСЗН.

В 2019 году в закон внесли изменения, которые заметно расширили возможности использования электронной подписи: ее признали аналогом собственноручной подписи, разрешили использовать ее физлицам.

Для чего физлицам нужна электронная подпись?

В основном электронной подписью пользуются юрлица и ИП. Ведь это заметно облегчает процесс подачи налоговой декларации, отправления отчетов в ФСЗН, Белгосстрах и другие органы. Однако и для физлиц такая услуга может оказаться полезной – в том числе для подачи документов и заявок в госорганы, подписания договоров на оказание услуг, договоров кредитования, страхования и др. Электронная подпись полностью приравнивается к реальной.

С помощью ЭЦП физлица могут, не выходя из дома, воспользоваться некоторыми электронными и административными услугами на Едином портале электронных услуг. Например, получить сведения по делам об экономической несостоятельности (банкротству), справку о регистрации гражданина в качестве безработного, информацию о размере пособия на детей и периоде его выплаты, размере получаемой пенсии, сведений о наличии (отсутствии) задолженности перед бюджетом. Помимо этого, с помощью электронной подписи можно узнать, не попал ли человек в базу не занятого в экономике населения (то есть в базу тунеядцев) и др. Если вашего работодателя устраивает такой формат – можно подписывать электронной подписью трудовые контракты и другие рабочие документы. Очень удобно для тех, кто самоизолируется в другой стране.

С полным перечнем возможностей электронной подписи для физлиц можно ознакомиться здесь.

Как оформить цифровую подпись?

Чтобы получить цифровую подпись, нужно прийти с паспортом в один из регистрационных центров Национального центра электронных услуг, оставить заявку и оплатить услугу. После проверки документов и подписания договора будет создан личный ключ, а также выдан сертификат открытого ключа – на один, два или три года. Список адресов регистрационных центров указан на официальном сайте предприятия.

Когда срок действия сертификата заканчивается, его можно продлить, причем уже дистанционно. Сделать это можно в личном кабинете на portal.gov.by, там нужно отправить файл запроса, указать срок действия нового сертификата, а также оплатить услугу. Отметим, что возможность удаленно оформить услугу можно только, если у вас уже был сертификат на цифровую подпись.

Сколько стоит оформить электронную подпись физлицам?

Ценник зависит от того, какой носитель для своей электронной подписи вы собираетесь использовать, а также на какой срок оформляете сертификат. Так, для физлица стоимость издания сертификата ЭЦП на USB-носителе на год составит 85 рублей 38 копеек, на два года – 104 рубля 16 копеек, на три года – 125 рублей 98 копеек.

Оформление мобильной ЭПЦ на 1 год обойдется в 46 рублей 92 копейки, на два года – 58 рублей 8 копеек, на 3 года – 66 рублей 18 копеек.

__

Несмотря на то, что в большинстве своем электронную подпись используют для бизнеса, физлицам она тоже может быть полезна. По закону, она приравнивается к собственноручной – а значит, подписание любых документов (договоров кредитования, страхования, различных соглашений и пр.) можно организовать удаленно. Помимо этого, подпись дает возможность получить информацию/заказать справку/отправить обращение в различные ведомства в режиме онлайн. Это заметно упрощает подобные процедуры и ускоряет их выполнение. А вы пользуетесь электронной подписью?

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!