Для маленького человека мир денег таит так много возможностей и так много разочарований, ведь монеты быстро заканчиваются. Как погружать детей в финансовую сферу и от каких стратегий стоит воздержаться? Об этом сегодняшний материал МТБлога.

Мир денег глазами детей

Для того, чтобы понимать, какие акценты следует сделать при общении с детьми на денежные темы, мы спросили у маленьких белорусов, как они смотрят на финансы и считают ли они их важными.

Влада, 9 лет:

– Я закончила 3-ий класс. Мама и папа в первом и втором классе давали мне по 1-2 рубля в день, чтобы я могла купить что-нибудь вкусное. Все деньги я тратила. В этом году я стала откладывать часть денег. Для этого у меня есть свой кошелек. Там хранится то, что я сэкономила, деньги, которые мне подарили на праздники, деньги, которые я заработала и 9 долларов от «зубной феи». На зубах, конечно, много не заработаешь, но еще 5-7 долларов за год точно получу.

Летом я буду зарабатывать на чтении книг. За то, что я быстро прочитаю то, что нам задано, мама дает мне от 5 до 15 рублей за книжку. Еще можно убирать квартиру, помогать с котами, выносить мусор.

Если мы идем в магазин, и я хочу что-нибудь вкусненькое, то родители покупают это сами. Но если вещь дорогая – например, стоит больше 10 рублей, то мне всегда предлагают купить ее за свои деньги. Вчера я так купила себе новый кошелек. Заплатил папа, но дома я ему вернула деньги в долларах по курсу 2,15.

Еще я трачу деньги, если что-нибудь испортила. Например, треснула стекло на смартфоне у одноклассника – 40 рублей заплатила за его ремонт из своих денег. Это справедливо.

Но вообще, я не хочу тратить свои деньги много. Я их собираю на совсем крайний случай.

Егор, 12 лет, закончил шестой класс:

– У меня дома не принято, чтобы деньги мне выдавались просто так. Родители знают, сколько нужно заплатить за секцию по карате, сдать учительнице на подарок или сколько стоит мой репетитор по математике. Поэтому мне дают деньги, когда нужно что-то конкретное оплатить. Если я просто иду гулять с друзьями, то я прошу маму о деньгах. Обычно она дает 5-10 рублей, а если мы собираемся в кино, то немного больше. К папе я обычно хожу, когда мне нужно скачать какую-то платную игру на телефон. Родители постоянно рассказывают, что тратят много времени и сил на зарабатывание денег, поэтому я стараюсь не желать слишком много, но если мне чего-то очень хочется, то я все равно прошу их о желанных вещах: квадрокоптере или новом смартфоне. 

Анжелика, 16 лет:

– Мои родители дают мне по 20 рублей каждую неделю, чтобы я могла купить что-то по мелочи. Если я иду в кино, кафе или гулять с друзьями, то беру для этого деньги отдельно. Родители не требуют от меня строгой отчетности: они спрашивают только, хватит ли конкретной суммы для моего вечера или нет. Когда мы вместе ходим по магазинам, то папа покупает все для всех, поэтому у меня нет нужды тратить свои личные деньги. Однако скоро все изменится: я планирую поступить в университет на бюджет и стать более финансово независимой. Стипендию я планирую тратить на развлечения и покупку одежды и обуви.

Как рассказывать детям о деньгах?

  • Опишите финансовую систему вашей семьи

Семья – это маленький мир, который живет по своим законам, в том числе финансовым. Расскажите вашему ребенку, сколько денег вы тратите на еду, проезд, общественный транспорт и бензин для автомобиля. Объясните, сколько денег вы можете позволить себе потратить на отдых, развлечения и детские игрушки. Ребенок должен четко понимать, что хлеб и одежду нужно покупать за деньги, а не ловить с неба.

  • Сходите со списком с ребенком в магазин

Когда ваш ребенок уже уловил суть системы функционирования денег в вашем доме, можно разделить с ним мелкую финансовую задачу. Классический пример: поход со списком продуктов в супермаркет. Есть определенная сумма денег, которая должна тратиться по назначению. Договоритесь с ребенком, что на ее остаток вы сможете совместно купить что-нибудь вкусненькое. Вы убиваете этим двух зайцев: ребенок, с одной стороны, будет заинтересован в экономии, с другой – при выборе «награды» будет исходить реальных возможностей, то есть из остатка реальных денег. Кому приятно, когда сынок хочет квадрокоптер, а у вас в кармане только мелочь на мороженое?

  • Давайте деньги на карманные расходы

Для формирования чувства ответственности за деньги и непосредственной практики детям стоит выдавать карманные средства примерно с 7 лет. Цифра является средней, разумеется, все зависит от конкретного ребенка и его семьи. Индивидуальной будет и сумма – она зависит от возможностей общего бюджета. При этом вы можете обозначить примерный круг покупок, которые подходят для личных трат ребенка. Образно говоря: мы вместе покупаем гречку для всей семьи, и это общие расходы, а если ты хочешь сникерс, то у тебя для этого есть свои деньги. Такой подход исключает вариант, при котором вы и так покупаете ребенку сласти, а он спокойно тратит карманные деньги в полной уверенности, что все его желания и так будут выполняться.

Чего не стоит делать, приучая ребенка к деньгам?

  • Платить за домашнюю работу

Первоначально такая мысль может показаться очень интересной, но денежная мотивация, к сожалению, имеет кратковременный результат. Если логически подойти к вопросу, то родители бесплатно ведут хозяйство, почему же ребенок должен получать за это деньги? Впоследствии он может к этому привыкнуть и просить деньги за все: вплоть до заправки собственной кровати! Если вы хотите получить посильную помощь по дому, то эффективнее будет хвалить свое чадо за участие… Вспомните себя: порой мы можем радоваться искренней похвале руководителя не меньше, чем зарплате.

  • Спрашивать ребенка, на что он тратит деньги

Если вы дали уже своему ребенку некую сумму денег на карманные расходы, то предоставьте ему право распоряжаться ими самостоятельно. Одно дело, когда дочь пришла и сама просит совета в том, купить ей что-то сейчас или начать копить на велосипед, и совсем другое, когда родитель ходит по пятам и спрашивает: «Куда ты потратила свои деньги? На эту ерунду?!» Подобные вопросы ребенок воспринимает в штыки, ведь он хочет сам принимать решения.

Помните, что внутренняя дисциплина намного эффективнее внешней. Если ваш ребенок будет бояться шагнуть вперед и купить 10 шоколадных мишек из страха быть вами наказанным, то это не сформирует у него гармоничного и здорового отношения к деньгам. Если же он все-таки их купит, и потом месяц будет на мели, то получит ценный опыт и в следующий раз сможет более серьезно относиться к своим финансовым решениям.

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях!