Договор – проблемное во всех смыслах слово. Ударение надо запоминать, окончание во множественном числе тоже (договó‎р-Ы, если что). Так еще и составлять их огромная морока. Профессионально этим занимаются юристы. Но каждый индивидуальный предприниматель должен знать ключевые моменты, потому что заключать договоры многим предпринимателям приходится часто. Именно этот документ будет подтверждать легальность поступления денег на расчетный счет ИП.

Договор – это чаще всего письменное соглашение о взаимных обязательствах. То есть это документ, в котором прописаны права, обязанности участников какой-либо сделки и сроки ее исполнения. Договор может быть заключен между двумя сторонами или между множеством участников.  

Не стоит забывать, что договор – это то, что делает законными и безопасными сделки для всех сторон, подписавших документ. Несколько листов бумаги помогут сохранить и деньги, и нервы.

Законодательная база для составления, заключения и действия договора содержится в Главе 28 Гражданского кодекса Республики Беларусь. В 29 главе того же кодекса прописаны все правила, касающиеся изменения и расторжения договора.

Какие бывают договоры?

Наиболее часто у ИП применяются:

  • Договор купли-продажи. Например, договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор поставки для государственных нужд. Эти виды договоров применяются, чтобы узаконить взаимоотношения между покупателем, продавцом и поставщиком. По договору купли-продажи продавец обязуется передать товар в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и оплатить в согласованные сроки. Документ может быть оформлен на товар, уже имеющийся у продавца в наличии в момент заключения договора, или который будет произведен/поставлен в будущем.
  • Договор оказания услуг. Заключается для оказания услуг. Например, индивидуальный предприниматель занимается установкой натяжных потолков. С покупателем услуги заключается договор, в котором прописаны сроки и условия предоставления услуги.
  • Договор подряда. Индивидуальные предприниматели имеют право нанимать на работу до 3 человек. Это можно сделать с помощью трудового договора или договора подряда. Об этом мы уже писали здесь.
  • Договор аренды. Нередко бизнесу нужно помещение. Это может быть офис, торговое помещение, склад или производство. Но в любом случае с владельцем недвижимости обязательно заключается договор аренды.

Что должно быть в договоре?

Согласно законодательству, договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям. А все существенные условия прописаны в Гражданском кодексе Республики Беларусь.

К ним относятся:

  • предмет договора (это может быть товар в договоре купли-продажи или имущество, передаваемое в аренду, если это договор аренды)
  • важные условия, по которым обязательно нужно заранее достигнуть соглашения (стоимость услуг или товаров, их наименование и количество)
  • сроки исполнения договора (срок поставки, срок оплаты, срок выплаты неустойки и пр.)

Если есть другие важные условия, не вошедшие в этот список – их тоже нужно прописать.

Как правило, каждый договор содержит реквизиты и подписи обеих сторон.

Сколько действуют договоры?

Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, но бывают и исключения:

  • Если в соответствии с законодательством для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества.
  • Договор, который подлежит госрегистрации, считается заключенным только с момента его регистрации. При необходимости нотариального удостоверения и регистрации – с момента регистрации у нотариуса. Это касается, например, сделок с недвижимостью.

Участники договора могут самостоятельно решить между собой и прописать в договоре, что его условия применяются еще до момента его заключения.

Сколько нужно хранить документы?

Большинство договоров следует хранить 3 года с момента окончания срока действия. Однако, если за это время не проводилась налоговая проверка, то срок хранения увеличивается до 10 лет.

Таблицу со всеми сроками хранения всех возможных документов можно найти здесь.

Как составить договор самостоятельно?

Самый простой способ для начинающего предпринимателя – воспользоваться услугами юриста. Можно сделать это лишь однажды – специалист разработает типовые документы, которые будут часто использоваться в работе предпринимателя, и объяснит, как ими пользоваться. В дальнейшем мелкие уточнения легко можно будет вносить самостоятельно. 

Кроме того, образцы наиболее распространенных договоров можно найти в интернете. Например, на сайте Министерства финансов или здесь. Используйте их как базу, если оплатить юридическую поддержку пока нет возможности.

Помните, что договор должен защищать интересы сторон, минимизировать риски неполучения денег или неоказания услуг. Поэтому желательно (но по закону — не обязательно) в договоре должны быть:

  • Прописаны все риски и возможная ответственность. Подумайте, какие форс-мажоры могут помешать исполнению договора и перечислите их, а также опишите, кто и за что несет ответственность в таких случаях.
  • Предусмотрена возможность расторгнуть договор. Пропишите основания для прекращения договора и его расторжения.

Договор – дело хлопотное и трудное, особенно для новичка. Но разобраться и научиться работать с договорами нужно обязательно. Обратитесь к юристам, посоветуйтесь с опытными друзьями, вникните в законодательство и читайте наш цикл материалов о бухгалтерии ИП. Добросовестных вам партнеров!

Бухгалтерия ИП самостоятельно: как подавать декларации и платить налоги

Бухгалтерия ИП самостоятельно: как заполнять книги

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях!