Восемь откровенных ответов на вопросы для стартапа, который хочет попасть в акселератор
Из 100 стартапов выживает и входит в историю только один. Большинство основателей проектов задают себе вопрос: «Получится ли у нас войти в число компаний, которые успешно прошли путь от хакатона до первого серьезного инвестиционного раунда?». Искать на него ответ можно годами, а можно заполнить заявку в акселератор, принять участие в программе и получить все ответы практически без промедления.
Юлия Локоткова, основатель финтех стартапов PingFin, Open Business, Street Voices через призму собственного опыта рассказала о самых важных моментах, касающихся программ бизнес-ускорения.
Опыт акселерации
- MinskTech (Минск)
- HugeThing (Варшава)
- BankTech (Москва)
- FHT (Минск)
- Starta (Нью-Йорк)
Вопрос №1. Акселератор – пустая трата времени. Зачем мне идти туда?
Если у вас нет опыта серийного предпринимательства или это ваш первый IT-проект, то самостоятельно выстроить архитектуру продукта, сформировать команду и набрать первых пользователей будет сложно. Сроки начинают растягиваться, задачи не доводятся до логического завершения, проект идет на дно, каким бы инновационным он не был.
Основная польза акселератора в том, что там создается особая рабочая среда, плотно напичканная экспертами, мастер-классами, тренингами и всем, что входит в многогранное понятие «нетворкинг». Вы обзаведетесь контактами, которые обязательно пригодятся вам ни для этого, так для другого проекта.
Ускоритель сэкономит вам год-полтора времени (а может, и больше) и поможет трезво взглянуть на ваш продукт. У вас будет персональный трекер (ментор, тьютор, надзиратель), который будет следить, чтобы вы не занимались самообманом. Например, вы думаете: «За нашим продуктом выстроится очередь из коммерческих банков, сейчас только еще 10 000 строчек кода напишем». Трекер даст вам в руки 10 контактов лиц, принимающих решения в банках, сходит с вами на встречу, и вы начнете очень быстро отличать фантазии от реальности.
Не все акселераторы одинаково полезны. Отдавайте предпочтение ускорителям со стажем, обязательно запрашивайте обратную связь от проектов, которые прошли обучение, не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы об условиях программы.
Вопрос №2. Мы еще не созрели или уже перезрели?
Строчки кода начинают складываться в прототип, и вы попросили протестировать ваше детище ближайших друзей и семью, или у вас уже есть потенциальные клиенты – это прекрасный момент закрепить успех, подав заявку в акселератор. Там вам помогут глубже осознать рынок и профинансируют волшебное перерождение вашего MVP (minimal valuable product – минимальный полезный продукт) в коммерческую «бету».
Но продукт, как ни странно, не самое важное, что пригодится вам в акселераторе. В 90% случаев в программу раннего развития можно попасть с идеей или презентацией. В акселераторе вам понадобится к-о-м-а-н-д-а.
Стоп-фактором для большинства акселераторов и впоследствии инвесторов является два типа команд: «один в поле» и «33 богатыря». Идеальный размер команды 3-5 человек. Среди основателей должен быть программист хорошего уровня, маркетолог и специалист по продажам. Остальные могут не быть учредителями и работать с вами за идею, хлеб или деньги, которые вы выплатите им когда-нибудь.
Итак, если у вас есть команда, идея или даже MVP – время настало. Если вы уже сделали первые продажи – выбирайте акселератор более поздней стадии (не pre-seed, а seed), ищите максимально выгодные условия, торгуйтесь.
Вопрос №3. Нет вокруг нормальных акселераторов. Где искать тот, что мне нужен?
Акселераторы и бизнес-инкубаторы в развитых странах – часть деловой экосистемы. По данным разных источников, сегодня во всем мире более 7 000 компаний, позиционирующих себя как акселераторы. В Беларуси экосистема находится в зачаточном состоянии, поэтому наши проекты стараются как можно скорее выйти на более развитый рынок. Есть несколько платформ-агрегаторов, где можно найти информацию о профиле акселератора, сроках подачи заявки и условиях участия в программе. Один из наиболее популярных f6s.com. Преимущества платформы в том, что здесь вы можете заполнить профиль проекта, который включает более 50% вопросов, содержащихся в любой форме заявки на программу и, подаваясь в акселератор через сервис, будете экономить время.
Информацию о запуске программы можно найти на информационных ресурсах, которые пишут о стартапах. Например, bel.biz, dev.by, imaguru, vc.ru, crunchbase и подать заявку через форму на сайте акселератора..
Вопрос №4. Мы из Беларуси – нас не возьмут. Как заинтересовать иностранный акселератор?
Делать стартап на рынке Беларуси и быть стартапом из Беларуси – это не одно и то же. Наши команды (или наши мозги) высоко ценятся в разных регионах. Российские акселераторы, ориентированные на русскоговорящую аудиторию, охотно работают с белорусскими основателями, в Польше есть отдельное направление госфинансирования, в рамках которого выделяются сотни миллионы долларов на привлечение в страну проектов из Восточной Европы, в США каждый второй проект основан иммигрантами, в том числе и нашими соотечественниками. Но, чтобы пройти в программу, вам нужно «заточить» свой продукт под рынок, на котором акселератор работает. Если ваш проект не может работать на рынке США, и вы это точно знаете, нет смысла подаваться в американский акселератор.
Также вы должны быть готовы к временной релокации. Это решение должны четко принять для себя как минимум 2-3 основателя проекта, прежде чем вы заполните заявку. Если вы основатель проекта и не переносите азиатский климат, не нужно подаваться в акселератор в Сингапуре, какие бы сладкие условия вам не предлагали. Если на финальной стадии выяснится, что приехать на программу вы не можете, это плохо отразится на вашей репутации.
Если вы планируете ехать в зарубежный акселератор, начните повышать уровень английского уже сегодня. Без английского языка на программе будет не только сложно, но и совершенно неэффективно.
Вопрос №5. Акселератор заберет долю в нашей компании за копейки?
Философия акселерации проста: у вас есть идея или продукт на ранней стадии, у акселератора есть экспертиза, нетворкинг и деньги, которые он готов вложить вас в короткой перспективе, чтобы посмотреть, как реагируют на ваш продукт клиенты и инвесторы.
Самый распространенный «чек» в российских, прибалтийских и белорусских акселераторах – 20 000 долларов. Обычно за такую сумму акселератор берет 5-7% акций вашей компании. В Европе можно найти программы с большим чеком, но надо понимать, что жить, нанимать сотрудников и оплачивать стандартные расходы (аренду офиса, бухгалтерию) там будет дороже. Более того, в Евросоюзе очень много государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства и IT. Вы можете податься в такую программу и получить гарантировано грант на 45 000-70 000 евро, не отдавая ни одного процента акций компании (equity free акселераторы).
В США, Сингапуре, Китае много программ, инвестирующих в проекты на этапе ускорения от 100 000 долларов за те же 5-7%.
Вопрос №6. Акселератор – это только деньги?
Что важно понимать, оценивая предложение от акселератора? Важно видеть, чем акселератор может быть полезен вам, кроме денег. Например, вы делаете уникальную аналитическую систему для крупных брендов в ритейле, а с вами ведет переговоры акселератор, который в теплых отношениях с топ-10 ваших потенциальных клиентов. Тогда размер стартовых инвестиций вам не так важен, как прямой выход на людей, принимающих решение.
В стандартный «джентельменский набор» акселератора входит офисное пространство, которое вы сможете использовать для работы, и бонусные доступы к различным полезным сервисам и конференциям.
Выше шла речь об акселераторах, которые не берут долю в проекте, но предоставляют вам щедрое финансирование. Такая схема работы характерна для ускорителей, которые занимаются распределением госфинансирования. Их основная задача выбрать проекты, которые могут быть полезны стране, в которой они работают, профинансировать, отпустить и приступить к новому набору. Такой акселератор, даже если и поделится качественным нетворкингом, будет заинтересован в вашем безоговорочном успехе очень опосредовано. Доли у него в вашей компании нет, а значит, нет и интереса к тому, чтобы форсировать ваш рост. Конечно, если у вас все сложится удачно, такой акселератор искренне за вас будет рад, но прикладывать руки к вашему успеху – не его забота.
Вопрос №7. Мы будем сидеть на занятия, как в школе. Как устроен процесс акселерации?
Программы акселерации бывают очными и заочными. Эффективнее однозначно те, в рамках которых вы все время занимаетесь своим проектом. Очное ускорение запускается, как правило, на 3- 6 месяцев. Еще 6-12 месяцев акселератор (если он имеет долю в вашем проекте) будет смотреть, как у вас идут дела, приободрять вас, помогать с клиентами и экспертизой.
Программа складывается из нескольких блоков (в зависимости от специфики акселератора). Вы ходите на мастер-классы и воркшопы, общаетесь с экспертами, другими стартапами и инвесторами, пробуете делать первые продажи, расширяете свою команду. Итогом акселерации становится демо-дей. Это отчетное мероприятие, на которое акселератор старается собрать как можно больше потенциальных инвесторов, клиентов и других интересантов. Вы выступаете с презентацией, отточенной до автоматизма и, очень вероятно, находите людей, которым ваш продукт интересен.
Вопрос №8. Программа закончится, и что потом?
Потом вы сразу получаете свой первый миллион? Вряд ли. Есть случаи, когда еще в рамках программы ускорения стартап находит клиентов, заключает первые контракты и даже привлекает инвестиции на дальнейшее развитие. Но так бывает примерно в 5 случаях из 100. Как правило, после акселерации вы либо понимаете, что делаете не то, что нужно клиентам и собираетесь с силами для пивота (смена основной концепции продукта или бизнес-модели), либо понимаете, что это вообще не ваше и надо вернуться в офис на любимую наемную стабильную работу. Если же вы вошли в те 5 проектов, у которых действительно был выявлен инвестиционный потенциал, то впереди еще очень долгий, тяжелый, но интересный путь.
«>
Белорусские компании ждут перемены: с 19 ноября вступит в силу Закон Республики Беларусь от 13.11.2023 № 312-З «Об изме...
Бизнес в сфере перевозок требует внимания ко многим факторам – в том числе и к постоянному развитию сервиса. Пассажиры ...
Умение вести переговоры помогает добиться успеха как в бизнесе, так и в личных отношениях. Все или почти все о том, как...
Физический кошелек стремительно теряет свою незаменимость, как и наличные деньги. По данным Нацбанка на 1 июля 2024 год...