Дети славяться своим умением задавать вопросы не в бровь, а в глаз. Мы их за это любим, но порой бывает легко растеряться с ответом. А как быть, когда это вопрос о деньгах? Ведь детская психология – тонкая материя, а деньги – необходимая в жизни вещь. Как подружить их, правильно ответить на все вопросы и не наделать при этом ошибок в воспитании ребёнка, рассказывает Елена Василевич, специалист по детской психологии, психотерапевт медицинского центра “ЛОДЭ”. 

Откуда берутся деньги?

Самым правильным ответом родителей будет сказать, что они ходят на работу и там за свой труд получают деньги.

А ты можешь не ходить на работу?

Если есть необходимость – по состоянию здоровья или другой причине – то тогда, конечно, родитель остается с ребёнком. Но если это вопрос из любопытства о том, можно ли не ходить на работу и что тогда будет, то стоит ответить: «Мне важно ходить на работу, ведь я не только зарабатываю там деньги, но мне ещё и интересно заниматься своим делом». Также стоит сказать, что деньги нужны, чтобы покупать необходимые вещи и то, что нам хочется. «А если я перестану ходить на работу, все равно придётся думать, где искать деньги». Важно, чтобы ребёнок с детства понимал, чем занимаются взрослые.

Конечно же, с детьми нужно разговаривать с учётом их возраста и способности воспринимать и систематизировать информацию в своем сознании. Очень важно, как мама или папа будут рассказывать о своей работе. Если они говорят об этом с напряжением, негативно отзываются о ней, то у ребёнка создаётся впечатление, что это какое-то не очень хорошее место и туда не стоит стремиться. Чтобы ребенок адекватно воспринимал уход родителей на работу, нужно говорить о ней с интересом, удовольствием. Даже если там возникают какие-то трудности, стоит проговаривать возможность преодоления этих трудностей. Ещё необходимость ходить на работу можно подкрепить так: «Я заработаю там деньги и смогу купить тебе подарок на день рождения».

Ребёнок имеет право с первого раза не уловить смысл, не понять его целиком. Для лучшего усвоения некоторые вещи лучше повторять несколько раз.

Почему Маше родители покупают всё, что она захочет, а вы мне – нет?

Тут стоит сказать, что у нас всех разные возможности и цели зарабатывания денег. Трудно представить себе семью, в которой ребёнку совсем ничего не покупают, однако, возможно, ему хочется большего. Здесь снова задача родителей в том, чтобы спокойно и с любовью рассказывать ребёнку: «Мы тебя любим, но не покупками измеряется любовь. В первую очередь мы покупаем то, что необходимо, а если остается избыток денег, оставляем их и решаем, на что мы потратим ещё». То есть стоит просто разговаривать с ребёнком, обычно дети принимают это.

Иногда отказ купить что-нибудь может быть связан с позицией родителей. Например, в первом классе ребёнку хочется телефон, потому что у его друзей он уже есть. А родители считают, что в первом классе телефон иметь рано.  Тогда их задача заключается в том, чтобы донести свою позицию.  Можно сказать: «Я куплю тебе телефон, но мы планируем сделать это на твой день рождения (или, например, после окончания первого класса) и для того, чтобы быть с тобой на связи, а не потому, что телефон у кого-то уже есть».  Важно, чтобы родители не включались в эту вещевую гонку, а объясняли ребёнку, что и когда он может получить. Это важно также и для ребёнка – понимать отсроченность исполнения желаний. Не все они сбываются мгновенно, некоторые вообще могут не сбыться, а другие реализуются через какое-то время. Ребёнок получает опыт: «Я захотел вот это, оно у меня появилось тогда-то и по таким-то причинам».

Почему у кого-то родители богатые, а у кого-то бедные?

Тут стоит сказать про разные возможности и про то, что разные факторы могут на это влиять. Не стоит с самого начала говорить ребёнку, что мир не очень справедлив. Важно доносить, что не только деньги являются измерителем счастья, гармонии и любви в семье. «Есть семья с высоким достатком и у них вот так. У нас достаток ниже, но мы тебя любим, мы вместе, мы заботимся друг о друге и помогаем».  То есть нужно смещать ценности в сторону нематериальных вещей.

Я хочу эту игрушку

Если есть возможность и это действительно нужная игрушка, то, конечно, можно купить. Если такой возможности нет, то задача родителей объяснить: «Да, я понимаю, что ты хочешь эту игрушку, она красивая и мне тоже симпатична, но сегодня я её купить не могу, мы не планировали эту покупку, а пришли за другими вещами. Но я поняла, что ты её хочешь, и через какое-то время мы сможем её купить». Часто в магазинах можно услышать: «Ой, это ерунда какая-то, это тебе не надо». Так говорить не стоит, потому что в этой фразе есть обесценивание желания и импульса ребёнка. Мол, то, что он хочет – ерунда. И ребёнок или просто уходит в протест и несогласие, или со временем у него накапливается опыт, говорящий, что нельзя чего-то хотеть, лучше не просить. Потом этот опыт переносится на другие сферы жизни.

Опять же, важно, каким тоном родители будут это говорить. Дети скорее считывают интонации, чем слова. Если мы говорим с любовью и спокойно объясняем, то они вполне хорошо все воспринимают.

Можно мне 50/100/150 рублей? Очень нужно…

Обучать детей обращению с деньгами и выдавать им деньги нужно примерно с начальной школы, когда они как раз учатся считать. Нужно, чтобы ребёнок мог сходить в магазин, умел посчитать сдачу. Конечно, выдача карманных денег должна быть оговорена, должны быть обозначены суммы с учётом возможностей родителей. И тогда ребёнок учится отвечать за свои действия, за свои расходы. Конечно, первые покупки, возможно, будут с точки зрения взрослых бессмысленными, но здесь нужен опыт, и накапливать его дети начинают уже в начальной школе. Если это подросток, то нужно разобраться, на какие цели нужна такая сумма – родители имеют право это знать – и обсудить с ребёнком его планируемую покупку, а потом принимать решение в зависимости от своих возможностей.

__

Не нужно бояться «денежных» вопросов от детей, тем более что их в любом случае не избежать. Правильно расходовать деньги – один из важнейших жизненных навыков. Ребенок должен понимать, зачем нужны деньги и откуда они берутся, каково их место в системе жизненных ценностей, и с детства учиться разумной экономии. Смело говорите с вашими детьми о деньгах, будьте честными и объективными – вот и весь секрет.

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях!