Время чтения: 4 минут (-ы)

Если бы составлялся топ самых распространенных новогодних желаний, то вариант “хочу ладить с финансами” занимал бы лидирующие позиции. И действительно, кому не хочется много зарабатывать и мало тратить? Однако, чтобы желание стало явью, стоит приложить определенные усилия, сформировать или изменить привычки. Мы попросили финансового консультанта Светлану Мурашко дать советы, как правильно управлять своими доходами и расходами.

Совет 1. Не ждите Нового года

Начать новую жизнь с понедельника, с нового года, первого числа месяца – это стандартные уловки, которые оттягивают принятие решения. Не стоит ждать какой-то волшебной даты, наводить порядок в денежных вопросах нужно прямо сейчас.

Совет 2. Начните вести учет

Чтобы в финансах был порядок, их необходимо знать и фиксировать. А именно – вести учет расходов и доходов. Делать это можно с помощью:

  • специальных приложений
  • компьютерных программ (стандартный Excel – в помощь)
  • обыкновенного блокнота

Любой из этих способов хорош, если он подходит человеку. Как правило, чтобы найти лучший вариант, нужно попробовать разное. Например, AppStore и PlayMarket предлагают десятки вариантов мобильных приложений, позволяющих вести финансовый учет. И лучше скачать несколько и попользоваться ими. Если не получится или не понравится с первого раза, не отчаивайтесь и не спешите говорить: “Не мое!”. Лучше попробовать несколько вариантов, среди которых точно найдется тот, который подойдет именно вам.

Топ-3 приложений для учета от Светланы Мурашко:

  1. Coin Keeper
  2. Дзен-мани
  3. Дребеденьги

Совет 3. Анализируйте учет и планируйте бюджет

Зачастую бывает, что человек фиксирует свои траты и искренне удивляется, что это не приносит плодов. Светлана Мурашко обращает внимание, что просто записывать свои расходы недостаточно, нужно анализировать данные, планировать бюджетный план на следующий месяц и контролировать его выполнение.

То есть, когда вы записали все свои расходы за месяц, нужно провести анализ: определить в процентном соотношении, на какие группы товаров или услуг вы тратили больше всего денег, детализировать их.

На основе этого анализа формировать план на следующий месяц, прописать, какой бюджет собираетесь потратить на ту или иную статью расходов.

И в течение месяца необходимо контролировать выполнение этого плана. Определять, не выходите ли за пределы бюджета, если да, то почему так произошло. Например, были ли спонтанные покупки или вы просто плохо спланировали.

Важно не только получать знания о ваших тратах, но и уметь их применить для формирования взвешенного финансового решения. От одного учета чуда не произойдет!

Совет 4. Проанализируйте свои финансовые слабости

Речь идет о покупках, которых в идеале быть не должно. Это быстрые траты, которые могут “съедать” серьезную часть бюджета. Здесь необходимо проанализировать, какая часть бюджета обычно тратится на подобные покупки. А также, что с этим можно сделать. Финансовый консультант обращает внимание, что есть три выхода:

  • вообще убрать этот расход
  • уменьшить его
  • заменить его на что-то другое

Например, вы пьете много кофе. Отказаться от него невозможно – у вас привычка. Но можно уменьшить объем потребления, допустим, с четырех чашек в день до двух. Или снизить затраты, отказавшись от покупок напитка в кофе-точках в пользу самостоятельного заваривания в термокружку. Или третий вариант – заменить кофе, например, на какао или черный крепкий чай. Все это отразится на ваших расходах.

Совет 5. Определите соотношение расходов и доходов

Важно иметь полную картину своих финансов, чтобы наводить там порядок. И один из важных вопросов – соотношение доходов и расходов. Здесь можно выделить три варианта:

  • доходы превышают расходы, значит, у человека остаются средства, которые можно откладывать
  • расходы превышают доходы, например, доходит до кредитования
  • расходы=доходы. То есть человек тратит столько, сколько зарабатывает

Такая информация тоже может стать пищей для размышлений. Почему вам приходится кредитоваться? Если ваши траты разумны и оптимальны, то дело в доходе. Это значит, что вы мало зарабатываете. Нужно посмотреть, сколько в среднем на рынке получает специалист вашего уровня и соотнести со своей зарплатой. Возможно, вам необходимо найти новую работу или подумать о смене профессии.

Или почему вы тратите ровно столько же, сколько зарабатываете? Объективны ли ваши траты и доходы? Ведь из зарплаты обязательно нужно откладывать средства.

Совет 6. Формируйте подушку финансовой безопасности

Для того, чтобы она была, нужно формировать привычку откладывать с зарплаты определенную сумму. На первых порах размер не так важен, это может быть хоть 1% от зарплаты. Или фиксированная сумма, не зависящая от размера дохода. Главное – делать это постоянно. Когда сформируется привычка, можно переходить к более серьезным суммам, чтобы накопить на крупные покупки, отдых и т.д. Финансовый коуч говорит, что оптимальными считаются 20-30% от зарплаты.

Совет 7. Расставляйте приоритеты

Для порядка в финансах важно правильно распределять бюджет. Финансовый консультант Светлана Мурашко советует придерживаться правила 50/20/30. И распределять свои доходы следующим образом:

  • 50% – на необходимые нужды (продукты, транспорт, аренда квартиры, коммунальные услуги и т.д)
  • 20% – на сбережения или погашение кредитов, если они есть
  • 30% – развлечения, досуг, друзья, подарки, отдых и т.д

***

Начинать разбираться в финансах лучше всего не с 1 января или с понедельника, а прямо сейчас. Попробуйте использовать разные приложения для ведения учета расходов и доходов. Полученные данные стоит анализировать, на основе этого формировать план бюджета на следующий месяц. Старайтесь не совершать импульсивных покупок, лучше эти деньги отложить на что-нибудь нужное и важное. Желаем, чтобы в Новом году у вас не было проблем с финансами. С наступающим!

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!