Я поссорился с нанимателем. Как разрешить трудовой спор в Беларуси?
Вам не доплатили командировочные или отпускные, не в первый раз задержали зарплату, лишили премии за незначительное опоздание или уволили за проступок, которого вы не совершали, — эти и многие другие сценарии лежат в основе выяснения отношений между работником и нанимателей.
МТБлог погрузился в тему трудовых споров и готов поделиться с вами полезными советами по их разрешению.
Что такое трудовой спор?
Не сложно догадаться, что трудовой спор – это разногласия, которые возникают между нанимателем и сотрудником по вопросам, напрямую связанным с рабочим процессом или с условиями трудового договора (контракта). Например, договор гарантирует вам, как сотруднику, начислении премии при выполнении плана или достижении каких-то KPI. Дело сделано, но работодатель выплачивает вам только оклад. Если решить вопрос не получается путем переговоров, то вы имеете все основания обратиться в специальную комиссию по разрешению трудовых споров, а потом при необходимости подать в суд.
Какие вопросы относятся к трудовым спорам?
Трудовые споры в РБ и не только всегда возникают на фоне разногласий, связанных с рабочими вопросами: начисление зарплаты и премии, командировочных и компенсаций, неисполнение трудовой дисциплины или, наоборот, не соблюдение норм коллективного договора со стороны нанимателя.
В зависимости от причины (или, говоря юридическим языком, предмета разногласий) и количества участников, отстаивающих свои интересы, все трудовые споры можно разделить на 2 категории:
- Коллективные трудовые споры
- Индивидуальные трудовые споры
Здесь все тоже просто. Если за свои права борется один работник, трудовой спор будет индивидуальным. Например, вас попросили в зарубежной командировке приобрести дорогостоящие образцы для производства, а по вашему возвращению предложили оставить их себе и отказались компенсировать их стоимость или сделали это частично. Это повод для возникновения индивидуального трудового спора. Такие споры могут касаться вопросов применения и исполнения трудового законодательства, а также различных соглашений заключенных между работником и нанимателем (в первую очередь, трудового договора или контракта).
Если же наниматель гарантирует коллективу горняков достойные условия труда, но раздевалки на заводе не оборудованы шкафчиками, а в душевых уже месяц нет воды, то коллектив может объединить усилия и предъявить претензию такому работодателю через свои представительные органы – профсоюзы. Такой спор будет считаться коллективным. В основе коллективного трудового спора может лежать недовольство социально-экономическими условиями труда (как и описано в нашем примере) или разногласиями в рамках исполнения коллективного договора.
Кто рассматривает трудовые споры, порядок рассмотрения
Разрешением трудовых споров занимаются комиссии по трудовым спорам и суды, которые при рассмотрении дел основываются на положениях 17 главы Трудового кодекса, а также руководствуются положениями ст 234 части 1 Гражданского процессуального кодекса, если речь идет об индивидуальном трудовом споре.
Первичной инстанцией для рассмотрения трудового спора является комиссия по трудовым спорам. Трудовой кодекс гласит, что любой сотрудник может обратиться в комиссию по трудовым спорам для защиты своих прав. Также есть опция обратиться в суд, но КТС все же первична, если трудовой спор не отнесен законодательством к непосредственной компетенции суда.
Какие споры рассматривает комиссия по трудовым спорам? 10 основных направлений:
- Нормы труда, условия, а также размеры выплат;
- Порядок и условия перевода на другую работу, должность, в другую локацию;
- Порядок получения вознаграждения за работу сверхурочно и, наоборот, при невыполнении показателей;
- Премирование и прочие вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, действующей у нанимателя;
- Выплата компенсаций;
- Предоставление плановых и неплановых отпусков;
- Выдача спецодежды, средств индивидуальной защиты, положенного по договору и внутренним нормативам лечебно-профилактического питания;
- Взыскания и вычеты из заработной платы;
- Дисциплинарные взыскания и их правомерность;
- Неправильные или неточные записи в трудовой.
КТС рассматривает споры по вышеперечисленным вопросам, а компетенции комиссии по разрешению трудовых споров закрепляются письменным соглашением между нанимателем и профсоюзом либо устанавливаются в коллективном договоре.
Особые трудовые споры и как они разрешаются?
Некоторые индивидуальные трудовые споры могут быть рассмотрены в особом порядке. Такой порядок применяется, если вы являетесь сотрудником иностранной компании или работаете в заграничных филиалах и представительствах компаний-резидентов Беларуси. В таких случаях в силу будут вступать не только нормы нашего Трудового кодекса, но и международные договора, ратифицированные Республикой Беларусь, а также законодательные акты страны, на территории которой находится филиал, учредительные документы компании (подробности можно узнать из статьи 320 ТК).
Если трудовой спор возник с участием белорусов, работающих в дипломатических представительствах и консульствах других государств, функционирующих в Беларуси, то к разрешению спора будет привлечен орган государственного управления в области иностранных дел совместно и республиканский орган госуправления по труду.
Вывод
Трудовые споры в Беларуси сегодня вряд ли можно назвать «горячей» точкой законодательной и судебной системы. Большинство разногласий наниматели стараются урегулировать с сотрудниками на досудебном уровне. Тем не менее, каждому сотруднику полезность знать, как функционирует профсоюз в его организации, какие дополнительные опции появились благодаря профсоюзу у трудового коллектива и, какую поддержку он может получить, в случае возникновения трудового спора, как индивидуального, так и коллективного.
В конце сентября в Минске прошла конференция IT Space — крупное событие для IT-специалистов: с качественным контентом, ...
Белорусские компании ждут перемены: с 19 ноября вступит в силу Закон Республики Беларусь от 13.11.2023 № 312-З «Об изме...
Бизнес в сфере перевозок требует внимания ко многим факторам – в том числе и к постоянному развитию сервиса. Пассажиры ...
Умение вести переговоры помогает добиться успеха как в бизнесе, так и в личных отношениях. Все или почти все о том, как...