Ребенок столкнулся с буллингом в школе?
Представим ситуацию. Новенький мальчик приходит в школу из другого района. Одноклассники с самого начала считают его «чужаком», начинают его обзывать или дразнить. Это типичный пример проявления буллинга — физической или психологической травли ребенка со стороны одноклассников. По статистике, почти каждый третий ученик подвергается подобному давлению в школе, что в свою очередь негативно влияет на их ментальное здоровье и успеваемость.
Дети, над которыми часто издеваются, почти в три раза чаще остальных учеников чувствуют себя одинокими в школе и более чем в два раза чаще них пропускают школу.
Около 26 % родителей считают своих детей жертвами такого насилия. Мы уже разбирали проблему кибербезопасности ребенка.
А сегодня вместе с психологом Романом Крючковым обсудим, что делать родителям, дети которых столкнулись с буллингом в школе.
Что такое буллинг?
По словам психолога, классический школьный буллинг – это смесь психоэмоционального и физического насилия как между двумя людьми, так и человеком и группой людей. Травля проявляется в разных формах: от обидных фразочек и обзывательств, систематического игнорирования жертвы до конкретного физического насилия.
– Проблема актуальна, и актуальность никуда не денется. В той или иной форме опыт травли есть у каждого, но не каждый о нем расскажет. Ещё одна особенность – присутствуют не только классические роли «агрессор» и «жертва», но и «свидетели» разной степени вовлечённости, которые также страдают. Ко всему прочему, травля редко бывает ситуативной и короткой, зачастую это систематическое и длительное давление на ребенка со стороны одноклассников.
Почему возникает буллинг?
Мотивы буллинга, равно как и его форматы, могут отличаться – у жертвы такой формы издевательств нет психологического портрета. Это может быть как классический синдром «новичка», так и ревность или неприятие внешнего вида.
– То, что мы называем буллинг – отклонение закономерного процесса развития ребёнка и адаптации, в котором неизменно присутствуют вопросы иерархии, приобретения опыта, возможности подготовиться к жизненным вызовам и получить навыки отстаивания своих границ. Но какая-то часть детей как котенок, который играет с мышкой, и он серьёзен – идёт процесс тренировки. Травля происходит потому, что транслируют нормальные для своей семьи модели, проверяют границы других людей. Лишь небольшая часть тех детей, которые буллят – агрессоры с патологиями психики.
По статистике, мальчики для буллинга чаще используют физическое насилие, девочки – психоэмоциональное (например, словесный буллинг, поведенческий).
Как распознать буллинг?
Еще одна опасная особенность буллинга – в подавляющем большинстве случаев дети не признаются, что у них в школе есть конфликт. И он проявляется в такой форме. Дети зачастую стараются замалчивать факты издевательств в расчете на то, что все разрешится само собой. В то же время, родителям без особых признаков сложно понять, что их дети подвергаются буллингу.
– Чтобы распознать, что ребенка обижают в школе, нужно в первую очередь иметь базовые знания о детской психологии, а также хотеть это замечать. Часто на это «нет времени», а у педагогов нередко недостаточно компетенций или желания. Перечислю основные признаки буллинга:
- Избегание школьных компаний, совместных активностей
- Игнорирование информации о делах в школе
- Частые прогулы в одиночку
- Снижение успеваемости и желания ходить в школу
- Порча или пропажа вещей
- Повреждения, синяки
- Также у ребенка могут наблюдаться признаки стресса – головная боль, боли в животе, расстройства желудка.
Все это может проявляться у ребенка, если он подвергается насилию в школе. Однако не стоит ждать, когда ситуация выйдет из-под контроля, важно уметь общаться с ребенком и выявлять первые признаки, что «что-то не так». Например, можно задать открытые вопросы, не допускающие односложных ответов. «А ты вместе с кем обедать ходишь? С кем ты сидишь рядом? О чем говорите?» – это поможет распознать, насколько активно общается ребенок с одноклассниками. Или «У тебя бывает такое, что ты боишься идти в школу?» – вопрос, чтобы понять, комфортно ли ребенку там находится.
Также можно задать проективный вопрос – ребёнку легче говорить о других, а не о себе. Например, «Есть ли у вас в классе или в школе хулиганы. Кто такие? Что делают? Кого обижают?» Ребенку легче говорить о других, а не о себе. Или «У вас есть кто-то дети, над кем издеваются другие? А за что? А тебе это как?»
Как вести себя с ребенком, который подвергся буллингу в школе?
В вопросах буллинга родителям нужно быть максимально корректными и терпеливыми. Поскольку данная тема очень тяжелая ребенка, неправильным поведением его можно оттолкнуть, и он еще больше закроется от вас. Как же все-таки правильно вести себя с ребенком, который столкнулся с буллингом в школе?
– Начну с того, что нужно заранее выстроить со своим ребёнком близкие отношения, чтобы он мог обсудить с родителем любую проблему без риска осуждения или обесценивания её веса. Нужно прямо попытаться поговорить с ребенком и выяснить, что с ним происходит. И делать это регулярно, интересоваться, как прошел его день, как меняется ситуация в школе.
Если ребенок отказывается что-то рассказывать, то можно узнать у учителей, часто они в курсе, но не вступают в конфликты. Если не с классным руководителем, то с учителями по предметам. Обязательно поговорите со школьным психологом, часто он может повлиять на всех участников. Собрать информацию ему проще, чем родителю. Очень важно не давать волю эмоциям: вы спокойны – ребенок тоже спокоен.
Как разговаривать с ребенком, которого буллят в школе?
1.Нужно рассказать ему, что вообще такое травля и как защищаться. Сказать: «Это правильно, а это – нет. Скажи ему – стоп! Я пожалуюсь учителю»
2.Научить идентифицировать насилие (Когда ты говоришь – стой, не делай, а он тебя бьёт, и тебе потом больно или обидно)
3.Рассказать, к кому обратиться за помощью (Позвони мне, сразу иди к классной, к психологу)
4.Нормализовать ситуацию (Это не твоя вина)
5.Поощрять желаемое поведение (Хорошо, что ты мне об этом сказал)
Ни в коем случае нельзя стыдить ребенка, сравнивать со своим поведением в школе, отстраняться.
Как вести себя с обидчиками ребенка?
Разумеется, все вышеперечисленное относится к работе именно с ребенком, который подвергается буллингу. А что делать с ситуацией в общем, с обидчиками. И так, чтобы своему ребенку не сделать хуже?
1.Не говорить с обидчиками самостоятельно (буллер в силу незрелости часто не понимает в полной мере последствий, а вас могут обвинить в угрозах ребёнку)
2.Решать конфликт только через специальные службы (это компетенции школьных психологов, школы, милиции).
3.Не пытайтесь поговорить с родителями обидчиков (буллер часто воспроизводит в школе сценарий семейных отношений)
4.В последнее время всё чаще прибегают к помощи специалистов — медиаторов.
***
Тема буллинга – одна из самых злободневных на сегодня, почти каждый третий ученик в школе в той или иной форме переживал этот опыт. И зачастую все осложняется тем, что ребенок до последнего пытается скрыть данный факт, и родителям бывает тяжело на ранней стадии распознать буллинг. Чтобы этого избежать и помочь ребенку в нужный момент, необходимо выстраивать с ним изначально доверительные отношения. У него должна быть уверенность, что мама и папа не только не осудят его, но и выслушают и помогут. Ни в коем случае нельзя обвинять ребенка, что с ним произошла такая ситуация, и избегать проблемы. Нужно быть вовлеченным и тактичным, разговаривать с ребенком, поддерживать его, чтобы минимизировать последствия.
Продолжаем нашу регулярную рубрику о том, как красиво проводить свою единственную жизнь. Часто про поездку вспоминают т...
Погода на улице такая, что хочется как-то украситься и перенести себя сразу на другой уровень, когда комфортно, красиво...
Ноябрь в этом году начинается хорошо — с небольших «каникул». С 7 по 10 ноября большинство белорусов будет отдыхать. МТ...
От поздней осени можно было бы впасть в депрессию, но мы не будем — и вам не советуем. Тем более начало мрачного ноября...