Свои люди. Основатели LSD Clothing о масштабировании, идеальном городе для жизни и стереотипах о провинции
Если в гардеробе девушки есть одежда от LSD Clothing, то она, как все говорят, без проблем засечет этот бренд, даже если человек будет идти в толпе. Вместе с тем это не вызовет ревности. «Девушки гордятся нашей одеждой: это признак вкуса, достоинства и стиля», — говорит Дарья Лебедева, основатель и дизайнер компании, которую развивает вместе с мужем Артемом. Они живут и шьют в Витебске, не собираются никуда уезжать и даже вежливо злятся, когда их об этом спрашиваешь. Мы, конечно, спросили. А еще LSD Clothing и МТБанк приготовили для вас новогоднее предложение, которое не превратится в тыкву в полночь. Обо всем этом — в нашем интервью.
Кто такие LSD?
Объясняем совсем просто: около 10 лет назад в Беларусь врезался какой-то модный метеорит и разлетелся осколками десятков и даже сотен молодых брендов.
Окей, это был не метеорит. Просто тот экономический кризис совпал с взрослением нового поколения, которое решило (как Даша в 11 лет), что можно быть дизайнерами одежды и строить на этом бизнес. Получилось не у всех. Но те, у кого получилось, уже заметные и узнаваемые.
Белорусские дизайнерские бренды, выжившие в первые пять лет, сегодня умеют не только в производство, но и в маркетинг. Это наша альтернативная история из мира конкуренции и моды в легпроме.
— Меня зовут Даша, я креативный директор и основатель бренда дизайнерской одежды LSD Clothing. У нас на 100% локальное производство, которое идейно рождается, отшивается и продается в Беларуси. Мы создаем любимую одежду: это когда рука открывает шкаф и сразу тянется за LSD. В мире и так перепроизводство, поэтому мы делаем то, что носится, а не пылится на полках, сшитое кем-то зря.
Мы родились в Витебске, оба «очень местные». Артем учился и работал инженером по автоматизации в легкой промышленности, потом ушел в интернет-маркетинг. Я отучилась в «художке», потом в университете. Сейчас занимаюсь созданием коллекций и рекламой.
Весной этого года LSD Clothing исполнилось 8 лет. Полтора года назад Лебедевы открыли офис в Минске и готовятся к выходу на российский рынок. При этом сами остаются в Витебске и никуда не собираются. Даже купили и отремонтировали до дизайнерского идеала квартиру.
— В Минске мы открыли офис, чтобы собрать маркетинговый отдел — только из-за кадрового голода. А производственная команда у нас давно собрана из местных: в Витебске традиционно сильная легкая промышленность.
Офлайн бьет онлайн
— Последний год был сложным. Хотя в целом мы каждый год растем, все в порядке. У нас работают четыре офлайн-точки в рамках дизайнерских пространств в торговых центрах Минска и Гродно. По сути, это настоящий магазин с продавцами, МТКассами, ассортиментом, но доступнее, чем отдельное место в ТЦ. Мы хотим открыть свой флагманский магазин, но пока не нашли подходящее место.
— Человеку нужен человек и офлайн-экспириенс. Захват маркетплейсов подтверждает, что онлайн — это круто. Но в нашем бизнесе и сегменте (мидл-плюс) офлайн побеждает. Когда платишь более высокую цену, нужно уже зайти, посмотреть, пощупать, пообщаться, получить ответы и сервис и уйти красиво с пакетом. В онлайне вся эта история сводится к получению красивой коробки. Вот такой короткий сторителл.
У нас есть секрет: мы превосходим ожидания. Часто бывает так, что после онлайн-покупки по картинке человек получает вещь и разочаровывается: на картинке все было красивее. У нас наоборот. Мы стараемся делать фото на уровне, но реальность должна быть еще лучше
— Почему до сих пор не открыли магазин в Витебске?
— Экономика не складывается. Я мечтаю о том, чтобы в Витебске работал наш флагманский магазин. Я бы дополнила его какой-нибудь фешен-библиотекой, чтобы все было красиво. Но Артем говорит, что пока такой проект не вытащить.
Наш главный город для торговли — Минск. Мы любим Витебск, а продаемся в столице. Ха-ха, еще в Барановичах.
— Да, это интересный эффект, — подключается Артем. — Когда наша вещь появляется в каком-то городе, ее начинают замечать, и с сопутствующими продажами слава распространяется по сарафанному радио. Такая же история была с Воронежем: у нас нет ни одного магазина в России, мы даже рекламу туда не ставим, но пришло два заказа из Воронежа, а в следующие несколько месяцев — еще серия. Потом все затухает, конечно, эту историю нужно поддерживать.
— Может, это фишка: таинственный локальный супербренд — то, что ищут туристы в любой стране…
— Хорошая нишевая история, если ты не хочешь расти. Романтично и очаровательно. Но мы хотим масштабироваться. Как только появятся бизнес-план и KPI, придется вскрываться. На сарафанном радио бизнес не построить.
Я фанатка Prime Line!
— Мы перешли в МТБанк после пандемии, они работали лучше и быстрее прошлого банка. На тот момент нам были не нужны кредиты — только зарплатный проект, ведение счета, платежи, интернет-эквайринг. Нам понравилось, как работают менеджеры, и мы довольны до сих пор.
Бизнес — главное, но личных удобств еще больше. С картами МТБанка работает Apple Pay — для меня это важно, я пользуюсь. За рубежом карты тоже работали и работают, а мы много летаем.
Мы являемся клиентами Prime Line. Я уже фанатка этой линейки, потому что ненавижу очереди, но мы очень ценим бизнес-залы аэропортов. Если бы мы не вошли в круг Prime Lime органически (выполнив один из критериев бесплатного обслуживания), я бы легко согласилась на ежемесячную оплату. Если человек работает, он имеет право пользоваться удобствами.
Недавно мы впервые побывали на клиентских встречах Prime Lime — крутая возможность пообщаться с людьми, послушать их, нетворкинг. На следующей собираюсь выступать сама.
Недавно МТБанк и LSD Clothing объявили о сотрудничестве: скидка 10% на одежду LSD Clothing при оплате картами МТБанка в рамках премиальных сервисов Prime и Prime Line.
«Каждое сотрудничество LSD Clothing — это по любви, — написала в телеграм-канале Дарья Лебедева. — В первую очередь мы ищем мэтч ценностей, потому что только на фундаменте любви к своему делу строится что-то по-настоящему прекрасное и долговечное. Убедились в этом еще раз, открывая главу партнерства с премиальными сервисами Prime и Prime Line от МТБанка. У каждого из нас в приоритете создание качественного продукта и стремление дать клиентам лучшее».
Prime и Prime Line — персональные сервисы МТБанка и сообщество успешных людей, которые ценят долгосрочное партнерство, комфорт и качество. Наши клиенты получают персональное внимание к своим финансовым потребностям и целый ряд привилегий:
- персональный менеджер, доступный для решения вопросов клиента и его семьи;
- консьерж-сервис 24/7;
- круглосуточная информационная поддержка;
- доступ в бизнес-залы более чем 1000 аэропортов мира;
- эксклюзивные условия по банковским продуктам: кредитам, депозитам, обмену валют, лизингу на новые автомобили и другим.
Почувствуйте возможности премиального сервиса!
Почему Витебск — идеальный город для жизни
— Оцените по десятибалльной шкале, насколько вы местные знаменитости и селебрити.
— Единица — это ноунеймы? На полтора балла! Торговую марку знают лучше, чем нас. Мы замечаем девушку в нашей одежде, она нас встречает — и понятия не имеет о том, кто мы. Что и классно!
Я всегда подчеркиваю, что мы бренд из Витебска. Но гораздо большее влияние оказывает география магазинов. Недавно мы делали коллаборацию с местной кофейней «Луна», потом заходили за кофе и услышали, как гости делились впечатлениями друг с другом. Звучало примерно так: «Представляешь, минский бренд делал коллаб с нашей кофейней».
Витебск — это особенный, «свой» город искусства, колыбель колоссального культурного пласта. Я вижу Витебск совсем не так, как видят его многие гости. Да, подкрепляюсь историей дизайнерского бэкграунда, но он тоже формировался здесь. Я училась в художественной школе, которую делали Малевич и Шагал. Я обожаю Витебск. И вижу его глазами великих художников. В нем особенная атмосфера.
— А нынешний город похож на Витебск Шагала?
— Не очень. Но мне это не мешает. Шагал, кстати, отказался, будучи уже знаменитым, приезжать в родной город, потому что его города уже не существовало. Он рисовал Витебск, называя его «мой маленький Париж».
Мы были в Париже — конечно, это не «большой Витебск». Но что мешает вам чувствовать родной город как угодно? Оттенки стен, брусчатка, лица людей. Найти схожесть вы можете где угодно, было бы желание.
Топ-5 любимых мест:
- Наша квартира. Мы купили квартиру в доме пятидесятых годов. Для нас это суперпроект. Дом с деревянными перекрытиями, в классном месте: с парками, филармонией. Когда увидели объявление о продаже этой квартиры, сразу екнуло. Через полчаса поехали смотреть и за несколько дней приняли решение. В квартире 10 лет никто не жил, с потолков кусками летела штукатурка. Как раз то, что нужно! Долго ремонтировали, но получилось идеально. Место силы.
- «Сальса». В кафе есть любимые ЗОЖ-завтраки, яблочная шарлотка, классное обслуживание. Здесь высокие потолки и хороший свет.
- В кофейню «Луна» мы долго ходили как клиенты, а в итоге решили сделать коллаборацию. Теперь они носят наши футболки, а мы наслаждаемся стабильно крутым кофе. Атмосфера классная. Часто встречаем там свои вещи.
- Производство. Это свидетель нашего развития. Сначала была одна комната, теперь — помещения на разных этажах. Еще одно место силы, где работает команда.
- Арт-центр и дом-музей Марка Шагала. Атмосферно!
— Витебск — большой промышленный центр, в том числе швейный. Город менялся вместе с контекстом. Он не раз разрушался, а потом восстанавливался. И я выбираю видеть город таким, каким он был до Второй мировой войны. Мне кажется, тот вариант — это самый кайф.
Давайте нормализуем: оставаться в родном городе — нормально!
— Многие уехали: друзья, одноклассники, однокурсники. Минск, Москва и Санкт-Петербург… Легко соблазниться и на любом этапе жизни уехать в более крупный город. У нас тоже было много возможностей. Но мы не хотим.
— У меня всегда была мечта — сделать что-то классное для своего города. Мечтала, что открою здесь модный дом и буду улучшать все вокруг.
— А если бы вы родились, например, в Сенно? Райцентра хватило бы?
— Я была бы другим человеком. Кстати, у нас есть друг, который живет в Сенно и делает постельное белье. Продает его в Минске, вообще счастлив и ничем не скован. С распространением интернета местонахождение бизнеса становится рудиментарной историей: везде можно.
— Но есть еще среда… Улицы, тротуары, дизайн.
— Среда — да. Но делать красиво и правильно можно везде. Мы очень любим путешествовать, ездить в Минск на работу, отдыхать в Европе — там тоже хорошо. Но наш дом — в Витебске.
С нами что, что-то не так? Если кому-то кажется, что да, то это какое-то навязывание стыда. А мне нравится и не стыдно. Мы много путешествуем, все окей. Но нам нравится возвращаться домой.
— Может ли жизнь дизайнера быть провинциальной и…
— Задайте мой «любимый» вопрос — «Где вы черпаете вдохновение?». Отвечаю! Моя любовь к городу — это одна история, моя работа — другая. Нормальному работающему дизайнеру не нужно никакое вдохновение. Есть ТЗ и план. Любая история производства начинается не с поиска музы, а с того, что ты изучаешь рынок, мудборды, общаешься с маркетингом, анализируешь данные, читаешь глубинные интервью клиентов — вот работа дизайнера. Для этого не нужно смотреть на водопады.
Мне нравится романтизация работы дизайнера. Крупные бренды могут позволить себе отправить своих сотрудников в длинные путешествия. Но это скорее про «расширить свои рамки». Я дизайнер не такого масштаба — мне нужны книги, выход в интернет и доступ к аналитике продаж.
Выезжать из дома нужно любому человеку, чтобы не консервироваться, видеть мир и сравнивать. Путешествия обогащают дизайнера, но также еще и продавца, и водителя трамвая — всех.
Если в гардеробе девушки есть одежда от LSD Clothing, то она, как все говорят, без проблем засечет этот бренд, даже есл...
Продолжаем рубрику «Свои люди», и сегодня у нас праздничный выпуск. Расскажем вам историю одного бизнеса, которая начал...
Что главнее: продукт (товар/услуга) или его продажа? Наш герой — основатель бюро продаж «Доманов» — в этом вопросе одно...
Мы расскажем о ключевых продуктах МТБанка для малого бизнеса, которые помогут закрывать кассовые разрывы и масштабирова...