В бизнесе всегда нужны партнеры! Реальные советы от основателя инновационной компании Promwad
Сложно представить, что в белорусских реалиях в одном человеке может гармонично и главное прибыльно уживаться бизнесмен и изобретатель! Тем не менее, люди, способные придумывать принципиально новые вещи и зарабатывать на этом сотни тысяч долларов, есть и среди наших соотечественников. МТБлог сходил на экскурсию в офис инновационной компании Promwad, которая уже 14 лет создает электронные устройства для США, Канады, Европы и России и услышал о важных правилах ведения бизнеса основателя компании Романа Пахолкова. Самым интересным — делимся с вами.
Найдите свое дело и поставьте перед собой четкие задачи. Лично для меня, предпринимательство — это любое дело, которое реально работает и приносит пользу людям, а также отвечает высоким стандартам качества. Когда я понимаю, что все эти условия выполнены – я уверен, что нахожусь на верной дороге и занимаюсь именно тем, что я выбрал. Для меня и ремесленник – это также предприниматель, который делает хорошо свое дело и является своеобразной «микроячейкой».
Помните, что «провал» — это лучший старт для реального успеха. Компания Promwad была основана в 2004 году на средства, которые я заработал честным трудом как наемный сотрудник. Через несколько месяцев сбережения растаяли, многие сотрудники ушли, и в какой-то момент я сижу на переговорах и понимаю, у меня есть только возможность заключить контракт — именно тогда появились первые клиенты.
Привлекайте бизнес-партнеров для роста компании. Изначально я начинал бизнес сам, но с течение времени я постоянно работал с партнерами. Я понимал, что в компании, которая строится на человеческом факторе, должны быть партнеры. В противном случае, человек завязывает на себе все процессы: ты должен за все отвечать, всем управлять, и у тебя нет права отвлечься на иное направление. За время работы у меня было много партнеров. В данный момент у меня есть 2 партнера, они находятся внутри команды и развивают новые проекты. Я считаю этот подход одним из самых успешных собственных бизнес-решений.
Говорите со своими сотрудниками открыто. В какой-то момент мы решили стать отраслевым игроком в сфере телеком, но не смогли этого достичь. К тому же, мы были переориентированы на российский рынок в декабре 2014 и после девальвации наши контракты обесценились. Мы держались за коллектив до последнего момента, потом честно сказали о ситуации и немного сократили штат. Сегодня мы уже проанализировали наш опыт и сотрудники, которые работали с нами и верили в нас, постепенно возвращаются в Promwad и мы рады этому.
Регулярно уделяйте внимание стратегии. Важно понимать, что на разных этапах развития компании бизнесмен подходит к стратегии с новым осознанием. Когда я начинал, то я думал, что у меня была стратегия, но это было только видением собственника. Сейчас компания Promwad подходит более зрело к этому вопросу и одним из ключевых показателей для нас является выручка на одного человека. Наша цель – 100-150 тысяч долларов в год. Сейчас такого показателя у нас нет, но это мировая практика и мы бы хотели ей соответствовать.
Понимайте свои слабые стороны и пользуйтесь сильными. Ни один бизнесмен в мире не идеален и обладает своими достоинствами и недостатками. Лично я не люблю операционный менеджмент, контроль, отлаживание бизнес-процессов и регулярные действия. Тем не менее, они играют ключевую роль в успешном деле, поэтому я всегда ищу людей, которые закроют для меня эти задачи. Моей сильной стороной является умение договариваться с людьми, видеть в человеке желание сотрудничать и четко показываю выгоды от сотрудничества, если этого желания пока нет. У меня были сложные переговоры, когда я должен был 12 людям продать очень крупный контракт, и я с этой задачей справлялся. Вторая моя сильная сторона – адекватная смелость и открытость. Я всегда искренне и честно могу сказать: «Ребята, есть реальный шанс не допрыгнуть, но если допрыгнем – то это будет здорово!», — и заразить своими идеями людей. Я считаю, что благодаря именному этому качеству мы преодолели самые сложные кризисы в компании.
Не бойтесь отдавать бизнес-управление. Сегодня я занимаюсь стратегией компанией, операционный менеджмент занимает не более 10-20%. Это результат моего решения 2-летней давности. Самое сложное в этом – поверить, что механизм может работать без тебя и преодолеть страх того, что разрушиться и бизнес придется начинать сначала. Этот страх многие бизнесмены не преодолевают и, это негативно влияет на развитие бизнеса. В каких-то ситуациях подобные эмоции берегут человека от опасности, но в бизнесе это сковывает и не дает идти дальше, мешает сфокусировать внимание на том, что по-настоящему важно для собственника – стратегии.
Отдыхайте от бизнеса, переключайте свое внимание. Я много путешествую и хожу в горные походы. Там, где нет интернета и любой связи с внешним миром, у меня начинается естественная медитация, которая позволяет мне полностью перезагрузить сознание и понять, что все мои минские заботы не такие уж большие. Не сразу, но на 5-7 день похода ко мне начинают приходить новые идеи, мысли, я меняю взгляды на привычные вещи. Из путешествий я приезжаю с планами не на месяц, а на несколько лет. Попробуйте и вы!
Мы расскажем о ключевых продуктах МТБанка для малого бизнеса, которые помогут закрывать кассовые разрывы и масштабирова...
Самый ценный ресурс любой компании — это люди, которые там работают. Поэтому бизнес-завтрак в стиле Flex по теме HR соб...
Система мгновенных платежей (СМП) — инновационный сервис, который позволяет бизнесу быстро оплачивать товары, работы, у...
В конце сентября в Минске прошла конференция IT Space — крупное событие для IT-специалистов: с качественным контентом, ...