Мы решили узнать, как скоро будем покупать турпутевки в космос, и сколько десятилетий придется копить на такой отпуск.

Только Илон Маск мог отправить в космос ради теста (и смеха, как сказал он сам) своей самой мощной ракеты Falcon Heavy красный Tesla Roadster. За рулем вальяжно сидит манекен в скафандре, на приборной панели – цитата из «Путеводителя для путешествующих по галактике автостопом» Дугласа Адамса «Не паникуй» (Don’t Panic) – и все это под песню «Space Oddity» Дэвида Боуи.

А еще Маск обещает отправить людей в космос – генномодифицированных колонизаторов Марса и обычных космических туристов. Все это кажется фантастикой, но знающие люди говорят, что рано или поздно станет реальностью.

«Ракеты летают на деньгах»

За 56 лет, прошедших с момента, когда на весь мир прозвучало смелое гагаринское «Поехали!», в космосе успели побывать более полутысячи человек из 40 стран. За эти годы люди смогли построить МКС, выйти в открытый космос и даже добраться до Луны. Сегодня над организацией полетов в космос работают правительства практически всех развитых стран. Так, например, президент США Дональд Трамп увеличил годовой бюджет NASA до $19,5 млрд. Не жалеет денег на освоение космоса и Китай. По неофициальным данным, они планируют тратить на это направление порядка $6 млрд в год. Однако в космос стремятся не только государства. В мире насчитывается не менее десятка частных компаний, имеющих серьезные проекты в космонавтике, многие из которых направлены на развитие космического туризма.

Пресс-секретарь российской частной космической компании «Даурия Аэроспейс» Виталий Егоров сходу опускает всех мечтателей и энтузиастов с небес на землю: для обычного человека пока существует только один способ совершить настоящий полет в космос, и стоит это поистине космических денег. Американская компания Space Adventures в сотрудничестве с «Роскосмосом» предлагает туристам путешествие на МКС за $50 млн. Любой желающий, предварительно прошедший тщательный осмотр врачей и серьезную полугодовую подготовку, может отправиться на космическую станцию любоваться черным небом и звездами через иллюминаторы на 7–10 дней.

Кстати, первым в космический тур от Space Adventures и «Роскосмоса» в 2001 году за $20 млн полетел Деннис Тито, американский предприниматель и мультимиллионер. Всего за 16 лет на МКС успели побывать лишь 7 туристов, а последние 10 лет на космическую станцию не летал никто. Егоров объяснил это тем, что пока для туристов просто нет свободных мест, но в ближайшие годы очередь в космос должна сдвинуться с мертвой точки.

Суборбитальная гонка миллиардеров

На пятки Space Adventures и «Роскосмосу» наступают две крупные компании, принадлежащие миллиардерам, решившим устроить большую космическую гонку. Компания Virgin Galactic Ричарда Брэнсона предлагает желающим отправиться в суборбитальный полет. По заявлению самого бизнесмена, не менее 500 будущих астронавтов уже приобрели билеты в этот космический тур. Что же предлагает Брэнсон своим клиентам?

«За сравнительно небольшие деньги – $250 тыс. с человека – самолет-носитель поднимает ракетоплан, вмещающий 6 туристов, на определенную высоту. Затем ракетоплан «отстыкуется» и на ракетных двигателях устремляется прямо в космос на высоту 100 км над уровнем моря (условно именно с этой высоты начинается космос). Непродолжительное время путешественники могут любоваться космическими видами, а когда ракетоплан «падает» вниз, они на 5 минут попадают в состояние невесомости», – рассказывает Виталий Егоров.

Весьма перспективную идею предлагает также компания Blue Origin, владельцем которой является основатель Amazon.com Джефф Безос. Космическая система от Blue Origin состоит из ракеты-носителя, которая «запускает» в космическое пространство управляемую капсулу, рассчитанную также на 6 человек. Цена такого полета, по разным оценкам, может варьироваться в пределах от $100 тыс. до $200 тыс.

«Blue Origin сейчас ближе всех к тому, чтобы реализовать задуманное. Ракеты у них уже есть, капсулы они тоже делают. Вероятно, в ближайшие 2 года они отправят в космос тестовых пилотов, а затем начнут продавать билеты для туристов», – отмечает пресс-секретарь компании «Даурия Аэроспейс».

К слову, нечто подобное собирается осуществить и российская частная компания «КосмоКурс».

«Только лететь они планируют в 1,5 раза выше – на высоту 180–220 км. Путешествие должно продлиться 15 минут, из них в невесомости – 5–6 минут. В корабле при этом смогут находиться до 6 туристов. Правда пока у «КосмоКурса» только красивые картинки и пара инженеров, которые все это придумывают. Тем не менее они заявили, что производство космических кораблей должно начаться в 2018 году, а первые коммерческие полёты намечены на 20-е годы», – рассказывает Егоров.

До Луны и обратно, пожалуйста!

Расстояние в 385 тыс. километров (и это только в одну сторону!) между Землей и ее естественным спутником готовятся преодолеть сразу две компании.

Уже опытная в космических путешествиях Space Adventures совместно с российской ракетно-космической корпорацией «Энергия» разрабатывают вариант для воистину сильных мира сего. До 2020 года они планируют отправить на Луну туристов, готовых заплатить за путешествие $120 млн. Высадки на Луну не будет, корабль с путешественниками лишь облетит спутник. Но, согласитесь, и это уже что-то на грани фантастики.

За $50–100 млн (точные цифры пока неизвестны) уже в этом году собирается осуществить пилотируемый полет вокруг Луны компания SpaceХ Илона Маска.

«Ракета скользнет по поверхности Луны и немного дальше в глубокий космос, а потом вернется на Землю», – заявил Илон Маск в феврале 2017 года.

Однако пока ни ракета-носитель, ни капсула для туристов до конца не готовы и не испытаны в реальном полете, но чего-чего, а оптимизма и амбициозности Илону Маску не занимать!

«На большом воздушном шаре…»

Если у вас нет $50 млн для полета на МКС и даже $250 тыс. для суборбитального путешествия, да и вообще огненная ревущая ракета это не ваше – не спешите ставить крест на своих планах по покорению неземных высот. Ряд компаний предлагает альтернативный и гораздо более спокойный вариант – полеты в стратосферу на гигантских воздушных шарах (стратостатах). Хотя, если быть до конца честными, это скорее полет «около-космический», чем космический – ведь шар способен подняться на высоту не более 30–35 км. Как рассказал Виталий Егоров, такие безмятежные полеты сегодня предлагают две компании – World View Enterprises и Zero2Infinity.

«На стратостатах туристы смогут подняться в около-космическое пространство и провести там несколько часов, любуюсь видами. А в конце, когда перерезается трос между шаром и герметичной капсулой, пережить 1 минуту невесомости. После чего открывается парашют, и туристы мягко садятся на поверхность. Одна из компаний, разрабатывающих это направление космического туризма, недавно получила крупные инвестиции (около $300 млн), так что вероятно скоро они смогут вывести свое предложение на рынок», – рассказывает Егоров.

Пока же этот способ полета испытали всего несколько человек. Один из них – известный австрийский парашютист Феликс Баумгартнер, который не просто поднялся на шаре в стратосферу, но и совершил с высоты 39 километров прыжок с парашютом, став при этом первым человеком, который без каких-либо механических средств преодолел скорость звука.

«Бюджетная» невесомость и тур на Байконур

По рассказам Виталия Егорова, на сегодня один из самых популярных и дешевых способов «приоткрыть дверь в космос» – ощутить космическую невесомость в самолете Ил-76 МДК.

«Люди садятся в самолет, он резко поднимается до высоты около 15 км, потом также резко устремляется вниз, делает так называемую «горку». Пока человек летит с этой «горки», он может до 30 секунд находиться в невесомости. За один полет самолет делает ориентировочно 30 таких «горок», то есть общим счетом состояние невесомости длится около 10 мин. Стоит полет $3,5 тыс. Еще один сравнительно недорогой вариант – подняться на высоту около 20 км на реактивном самолете, чтобы посмотреть на черное небо через иллюминатор», – рассказал эксперт.

В числе бюджетных предложений для несостоявшихся астронавтов – экскурсии на космодром. Правда, не везде туристов готовы пустить непосредственно на территорию космодрома, но ведь понаблюдать за запуском ракеты можно и снаружи.

«Кроме того, в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке желающие могут с помощью специальных тренажеров испытать на себе нагрузки, которые переживают космонавты», – добавляет Виталий Егоров.

Ну и, наконец, способ для самых экономных ценителей космических красот – поход в музей. Благо, два едва ли не самых крупных в мире музея космонавтики находятся в соседней России. Речь о Государственном музее истории космонавтики им. Циолковского в Калуге и Мемориальном музее космонавтики в Москве.
Космический туризм пока только медленно и уверенно набирает силу, что вполне объяснимо – покорение фантастических высот стоит фантастических денег. Но вопреки всему с годами тех, кому снится рокот космодрома и ледяная синева, меньше не становится. И, как остроумно подметили журналисты французской газеты Ouest-France, если все задуманное осуществится, то в космосе скоро будут пробки.