Бухгалтерия ИП самостоятельно: составляем акт выполненных работ
Индивидуальный предприниматель – сам себе начальник, и он должен уметь разбираться с множеством форм документации. Мы уже рассказывали о налоговых декларациях, всевозможных книгах, договорах, а сегодня поговорим об актах выполненных работ.
Акт выполненных работ (АВР) и оказанных услуг является документом, который подтверждает факт выполнения определенных обязательств, которые оговорены в договоре между ИП и заказчиком. Документ подтверждает, что одна сторона оказала необходимые услуги, соответственно, второй стороне следует совершить оплату.
Законодательно форма акта не закреплена. По сути, акт выполненных работ – это условное обозначение для многих документов. Бумаги могут называться актом приемки выполненных работ, приемки-сдачи или сдачи оказанных работ и так далее. Но сути дела это не меняет. Важно, чтобы название было оговорено сторонами в момент подписания договора, и впоследствии акты были названы соответственно.
Акты выполненных работ являются обязательными для тех предпринимателей, которые оказывают услуги другим ИП или организациям. А вот при взаимодействии с физлицами они не обязательны (исключение – строительные работы). Однако здесь могут потребоваться другие документы. Например, при оказании физлицам бытовых услуг (ремонт одежды, обуви, сантехнические, электромонтажные работы) исполнитель должен оформлять бланк заказа.
В таком бланке должна содержаться следующая информация:
- ФИО предпринимателя
- Юридический адрес предпринимателя
- Сведения о государственной регистрации ИП
- Наименование оказываемой бытовой услуги
- Цена услуги
- Дата оформления заказа и срок оказания услуги
- Другие важные сведения (цена материала, процент износа изделия и пр.)
- Подписи исполнителя и потребителя.
А что должно быть в акте выполненных работ?
Определенной универсальной формы для актов нет. Это значит, что любая организация может самостоятельно разработать для себя шаблон. Но важно, чтобы в нем имелись основные данные для сверки.
В произвольной форме акта должна быть указана следующая информация:
- Наименование документа. Например, «Акт сдачи-приема работ».
- Номер акта и дата. Если договор между ИП и заказчиком заключен на длительный период времи (полгода-год и более), то акты обычно выставляются за каждый прошедший месяц. Этим и объясняется необходимость указания порядкового номера и даты.
- Ссылка на договор. Любые услуги, которые ИП оказывает другому предпринимателю или организации, предоставляются по договору. Нужно указать номер и дату заключения договора, на основании которого составлен акт, предмет договора, а также информацию об исполнителе и заказчике.
- Наименование оказанных услуг и их описание. В этом пункте ИП излагает, что именно он сделал для заказчика.
- Период оказания услуг. Сроки для каждой услуги прописываются отдельно.
- Стоимость услуг. Обычно предприниматели работают без НДС, но, если НДС все же уплачивается, нужно отдельно указать «голую» цену и отдельно – размер НДС.
- Подписи сторон и печать.
Акт выполненных работ обычно выглядит как таблица с шапкой из основной информации о договоре. Образец можно скачать, например, тут.
Когда ждать денег?
Здесь есть два варианта. Первый – оплата услуг после того, как составлен и подписан акт выполненных работ. То есть средства перечисляются уже после того, как результат принят заказчиком. Если заказчик не удовлетворен качеством работ, он может отказаться от подписания акта до того момента, пока исполнитель не устранит недоработки. В этом случае важно, чтобы все мелочи, форс-мажоры, сроки и детали работы были заранее прописаны в договоре.
Второй вариант – к слову, очень распространенный – работа по предоплате. То есть предприниматель сначала получает деньги, потом оказывает услуги, и только потом составляется акт выполненных работ. Если заказчик не примет работы и не подпишет акт – полученную предоплату придется вернуть. В случае, когда стороны не могут договориться полюбовно, окончательное решение принимает Экономический суд.
Сколько хранить акты выполненных работ?
Акт относится к первичным бухгалтерским документам (на основании него производится оплата). Для такого рода документов срок хранения составляет 3 года после проведения налоговыми органами проверки. Если проверка к вам не приходила, то хранить нужно 10 лет.
Другие сопроводительные документы
Дополнительно к договору и актам выполненных работ могут прилагаться пояснительные документы. Например, техническое задание или перечень оказываемых услуг. Утвержденных форм для них тоже нет – главное, указать, к какому именно договору они относятся.
Например, в техническом задании можно прописать конкретные параметры услуги, которую ИП будет оказывать клиенту. Так, в техзадании для предпринимателя, который ведет социальные сети заказчика, нужно привести названия пабликов, количество и объем постов, которые будут публиковаться, их тематику и время публикации – словом, все значимые параметры. Важно исключить любые разночтения, чтобы максимально быстро получить качественный результат.
Если ИП выполняет для заказчика несколько видов работ, цена на которые отличается, к договору должен быть прикреплен перечень оказываемых услуг. Там обязательно нужно указать наименование услуг, их краткое описание, сроки исполнения работы и стоимость. Пример бланка можно найти здесь.
__
Тщательное ведение бухгалтерии предпринимателя – верный способ избежать многих проблем как с заказчиками, так и с контролирующими органами. Лучше не лениться и тщательно оформлять всю необходимую документацию, чтобы не пришлось тратить заработанные деньги на штрафы и адвокатов. Успехов в делах!
Самый ценный ресурс любой компании — это люди, которые там работают. Поэтому бизнес-завтрак в стиле Flex по теме HR соб...
Система мгновенных платежей (СМП) — инновационный сервис, который позволяет бизнесу быстро оплачивать товары, работы, у...
В конце сентября в Минске прошла конференция IT Space — крупное событие для IT-специалистов: с качественным контентом, ...
Белорусские компании ждут перемены: с 19 ноября вступит в силу Закон Республики Беларусь от 13.11.2023 № 312-З «Об изме...