Время чтения: 5 минут (-ы)

Представим ситуацию. Новенький мальчик приходит в школу из другого района. Одноклассники с самого начала считают его «чужаком», начинают его обзывать или дразнить. Это типичный пример проявления буллинга — физической или психологической травли ребенка со стороны одноклассников. По статистике, почти каждый третий ученик подвергается подобному давлению в школе, что в свою очередь негативно влияет на их ментальное здоровье и успеваемость.

 Дети, над которыми часто издеваются, почти в три раза чаще остальных учеников чувствуют себя одинокими в школе и более чем в два раза чаще них пропускают школу.

Около 26 % родителей считают своих детей жертвами такого насилия. Мы уже разбирали проблему кибербезопасности ребенка.

А сегодня вместе с психологом Романом Крючковым обсудим, что делать родителям, дети которых столкнулись с буллингом в школе.

Травля редко бывает ситуативной и короткой, зачастую это систематическое и длительное давление на ребенка

Травля редко бывает ситуативной и короткой, зачастую это систематическое и длительное давление на ребенка

Что такое буллинг?

По словам психолога, классический школьный буллинг – это смесь психоэмоционального и физического насилия как между двумя людьми, так и человеком и группой людей. Травля проявляется в разных формах: от обидных фразочек и обзывательств, систематического игнорирования жертвы до конкретного физического насилия.

– Проблема актуальна, и актуальность никуда не денется. В той или иной форме опыт травли есть у каждого, но не каждый о нем расскажет. Ещё одна особенность – присутствуют не только классические роли «агрессор» и «жертва», но и «свидетели» разной степени вовлечённости, которые также страдают. Ко всему прочему, травля редко бывает ситуативной и короткой, зачастую это систематическое и длительное давление на ребенка со стороны одноклассников.

Почему возникает буллинг?

Мотивы буллинга, равно как и его форматы, могут отличаться – у жертвы такой формы издевательств нет психологического портрета. Это может быть как классический синдром «новичка», так и ревность или неприятие внешнего вида.

– То, что мы называем буллинг – отклонение закономерного процесса развития ребёнка и адаптации, в котором неизменно присутствуют вопросы иерархии, приобретения опыта, возможности подготовиться к жизненным вызовам и получить навыки отстаивания своих границ. Но какая-то часть детей как котенок, который играет с мышкой, и он серьёзен – идёт процесс тренировки. Травля происходит потому, что транслируют нормальные для своей семьи модели, проверяют границы других людей. Лишь небольшая часть тех детей, которые буллят – агрессоры с патологиями психики. 

По статистике, мальчики для буллинга чаще используют физическое насилие, девочки – психоэмоциональное (например, словесный буллинг, поведенческий).

Как распознать буллинг?

Еще одна опасная особенность буллинга – в подавляющем большинстве случаев дети не признаются, что у них в школе есть конфликт. И он проявляется в такой форме. Дети зачастую стараются замалчивать факты издевательств в расчете на то, что все разрешится само собой. В то же время, родителям без особых признаков сложно понять, что их дети подвергаются буллингу.

– Чтобы распознать, что ребенка обижают в школе, нужно в первую очередь иметь базовые знания о детской психологии, а также хотеть это замечать. Часто на это «нет времени», а у педагогов нередко недостаточно компетенций или желания. Перечислю основные признаки буллинга:

  • Избегание школьных компаний, совместных активностей
  • Игнорирование информации о делах в школе
  • Частые прогулы в одиночку
  • Снижение успеваемости и желания ходить в школу
  • Порча или пропажа вещей
  • Повреждения, синяки
  • Также у ребенка могут наблюдаться признаки стресса – головная боль, боли в животе, расстройства желудка.

Все это может проявляться у ребенка, если он подвергается насилию в школе. Однако не стоит ждать, когда ситуация выйдет из-под контроля, важно уметь общаться с ребенком и выявлять первые признаки, что «что-то не так». Например, можно задать открытые вопросы, не допускающие односложных ответов. «А ты вместе с кем обедать ходишь? С кем ты сидишь рядом? О чем говорите?» – это поможет распознать, насколько активно общается ребенок с одноклассниками. Или «У тебя бывает такое, что ты боишься идти в школу?» – вопрос, чтобы понять, комфортно ли ребенку там находится.

Также можно задать проективный вопрос – ребёнку легче говорить о других, а не о себе. Например, «Есть ли у вас в классе или в школе хулиганы. Кто такие? Что делают? Кого обижают?» Ребенку легче говорить о других, а не о себе. Или «У вас есть кто-то дети, над кем издеваются другие? А за что? А тебе это как?»

Если ребенок отказывается что-то рассказывать, то можно узнать у учителей, часто они в курсе, но не вступают в конфликты.

Если ребенок отказывается что-то рассказывать, то можно узнать у учителей, часто они в курсе, но не вступают в конфликты.

Как вести себя с ребенком, который подвергся буллингу в школе?

В вопросах буллинга родителям нужно быть максимально корректными и терпеливыми. Поскольку данная тема очень тяжелая ребенка, неправильным поведением его можно оттолкнуть, и он еще больше закроется от вас. Как же все-таки правильно вести себя с ребенком, который столкнулся с буллингом в школе?

– Начну с того, что нужно заранее выстроить со своим ребёнком близкие отношения, чтобы он мог обсудить с родителем любую проблему без риска осуждения или обесценивания её веса. Нужно прямо попытаться поговорить с ребенком и выяснить, что с ним происходит. И делать это регулярно, интересоваться, как прошел его день, как меняется ситуация в школе.

Если ребенок отказывается что-то рассказывать, то можно узнать у учителей, часто они в курсе, но не вступают в конфликты. Если не с классным руководителем, то с учителями по предметам. Обязательно поговорите со школьным психологом, часто он может повлиять на всех участников. Собрать информацию ему проще, чем родителю. Очень важно не давать волю эмоциям: вы спокойны – ребенок тоже спокоен.

Как разговаривать с ребенком, которого буллят в школе?

1.Нужно рассказать ему, что вообще такое травля и как защищаться. Сказать: «Это правильно, а это – нет. Скажи ему – стоп! Я пожалуюсь учителю»

2.Научить идентифицировать насилие (Когда ты говоришь – стой, не делай, а он тебя бьёт, и тебе потом больно или обидно)

3.Рассказать, к кому обратиться за помощью (Позвони мне, сразу иди к классной, к психологу)

4.Нормализовать ситуацию (Это не твоя вина)

5.Поощрять желаемое поведение (Хорошо, что ты мне об этом сказал)

Ни в коем случае нельзя стыдить ребенка, сравнивать со своим поведением в школе, отстраняться.

Как вести себя с обидчиками ребенка?

Разумеется, все вышеперечисленное относится к работе именно с ребенком, который подвергается буллингу. А что делать с ситуацией в общем, с обидчиками. И так, чтобы своему ребенку не сделать хуже?

1.Не говорить с обидчиками самостоятельно (буллер в силу незрелости часто не понимает в полной мере последствий, а вас могут обвинить в угрозах ребёнку)

2.Решать конфликт только через специальные службы (это компетенции школьных психологов, школы, милиции).

3.Не пытайтесь поговорить с родителями обидчиков (буллер часто воспроизводит в школе сценарий семейных отношений)

4.В последнее время всё чаще прибегают к помощи специалистов — медиаторов.

***

Тема буллинга – одна из самых злободневных на сегодня, почти каждый третий ученик в школе в той или иной форме переживал этот опыт. И зачастую все осложняется тем, что ребенок до последнего пытается скрыть данный факт, и родителям бывает тяжело на ранней стадии распознать буллинг. Чтобы этого избежать и помочь ребенку в нужный момент, необходимо выстраивать с ним изначально доверительные отношения. У него должна быть уверенность, что мама и папа не только не осудят его, но и выслушают и помогут. Ни в коем случае нельзя обвинять ребенка, что с ним произошла такая ситуация, и избегать проблемы. Нужно быть вовлеченным и тактичным, разговаривать с ребенком, поддерживать его, чтобы минимизировать последствия.

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!