Время чтения: 3 минут (-ы)

Деньги – важная часть нашей жизни, интерес к которой может появиться в довольно раннем возрасте. И родители должны уметь открыто и честно говорить со своими детьми о финансах. Зачастую познания ребенка о деньгах начинаются с материальных поощрений за хорошую учебу или помощь родителям по дому. Мол, ты мне десятку по математике, я тебе 10 рублей. Насколько это правильная тактика с точки зрения воспитания детей и как это поможет им в дальнейшем, МТБлог поговорил с семейным психологом Романом Крючковым.

Мотивация родителей в этом вопросе весьма прозаична: денежные поощрения равно повышенный интерес ребенка постигать новое, продуктивно учиться и помогать по дому. Однако психологи не уверены в пользе таких действий.

– На мой взгляд, платить ребенку за помощь по дому и хорошую учебу и поведение не стоит. Потому что это все – его посильные обязанности, вклад в общее семейное благополучие. Применяя практику материального поощрения, родители получат обратный эффект. На любые задачи ребенок будет отвечать: “Ага, а ты мне что?”.объясняет семейный психолог Роман Крючков. – Поэтому в материальном поощрении нет необходимости. Если родитель этого не понимает – на приём к психологу, там научат. Задача родителя – защитить и вырастить ребёнка в самостоятельного человека, привить правильные навыки, не мешать сепарироваться и жить отдельно. А также сформировать у ребенка понимание, что семейные отношения – приоритетны. Деньги – важный инструмент взаимодействия со внешним миром. Но если родители этого не понимают сами, то откупаются от детей. Так легче. 

Когда родители платят за хорошие оценки ребенка, его мотивация изменяется. Его стимулирует не получение знаний и, как результат, хорошая успеваемость, а сумма, которую он сможет за это получить. Соответственно, если потом убрать из этой цепочки финансовую составляющую, можно столкнуться с тем, что ребенок попросту не захочет хорошо учиться. Поэтому, считает психолог, поощрять успехи детей лучше неденежными формами, постоянно сводя их к минимуму.

– Это может быть, например, поход куда-нибудь или разрешение погулять подольше. Потому, что это его обязанность – по возможности хорошо учиться и помогать родным. Также не стоит забывать, что родители должны подавать личный пример. Дети так и воспитываются, они копируют наше поведение. И еще отмечу, что ни в коем случае нельзя связывать свое отношение к ребенку с его оценками. Безусловная любовь и принятие – просто потому, что он есть.

В то же время, отмечает эксперт, деньги – незаменимый инструмент обмена, и детей нужно учить ими пользоваться. Вот несколько работающих советов, как это делать:

  • Поскольку деньги важны, надо познакомить с ними ребёнка, причем начинать нужно еще в дошкольном возрасте. Например, давать карманные деньгив разумном количестве. В школе или немного раньше ему уже нужно будет ими пользоваться.
  • Когда вы даете деньги ребенку, важно понимать, что это теперь принадлежат ему. Не стоит постоянно контролировать, что он с ними сделал. Любое неудачное действие с деньгами вашего ребёнка – возможность чему-то научиться.
  • Если родители заметили, что ребенок, грубо говоря, быстро спустил свои деньги, важно провести для него причинно-следственную связь. Сказать, например: “У тебя были деньги на неделю, но ты их потратил за день. Это твое право. Но так как они были рассчитаны на определенный срок, новые ты получишь через неделю”. А в остальном отношение не менять и не наказывать, ваш ребенок учится.
  • Обоим родителям нужно согласовать сумму карманных расходов, которую они будут давать ребенку. И очень важно, чтобы она была одинакова и перманента. Чтобы родители в этом плане не противоречили друг другу. Это выстраивание условий, к которым должен привыкать ваш ребенок. Конечно, он будет пытаться манипулировать то одним, то другим – это нормально. Он проверяет границы, это процесс познания мира.
  • Помните, что счастливый ребенок – не тот, которому дают много денег, а тот, которого любят и всегда находят для него время.

***

Финансовое воспитание ребенка начинается в его семье. И от того, какие знания и навыки в этом вопросе приобретают дети в раннем возрасте, зависит их отношение к деньгам в будущем. По мнению психологов, поощрять хорошее поведение или оценки нужно нематериальными способами. В противном случае можно столкнуться с обратным эффектом, когда без дополнительных плат ребенок не стремится выполнять свои посильные обязанности.

 

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!