Как официально оформить сотрудников на удаленную работу по Трудовому кодексу
2020-ый год заставил бизнес подстраиваться под себя. Пандемия и закрытие границ, карантин и переход на удаленную работу. Вторая волна уже наступила, а это значит, что официальное оформление сотрудников на удаленной работе по Трудовому кодексу снова актуально. Сегодня рассказываем, в чем разница между дистанционной и удаленной работу, как правильно переводить на «удаленку» и какие документы нужно оформлять.
«Дистанционка» или «удаленка»?
В Трудовом кодексе Республики Беларусь есть две формы удаленного труда: работа на дому (глава 25) и дистанционная работа (глава 25-1).
Работниками-надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор с нанимателем о выполнении работы на дому. Место работы такой работник выбирает сам вне помещений нанимателя, однако работодатель должен удостовериться, что место работы соответствует нормам законодательства по охране труда.
Есть перечень лиц, которым предоставляется преимущественное право на заключение трудового договора работы на дому. Это инвалиды, лица, воспитывающие детей или ухаживающие за инвалидами, те, кто по объективным причинам не может работать по месту нанимателя.
Дистанционная же работа – это та, которая выполняется вне рабочего места нанимателя. То есть у такого работника есть рабочее место в помещении нанимателя, однако работать он может и не там, а, например, в командировке.
Один важный пункт для работающего дистанционно: работник может при наличии соответствующего пункта в трудовом договоре самостоятельно определять режим рабочего времени и времени отдыха.
При переводе на удаленную работу все же правильнее говорить о «дистанционке», так как наниматель переводит «офисного» сотрудника на удаленную работу, а не нанимает новых сотрудников-надомников.
Как оформить перевод на «удаленку»
Для официального перевода на дистанционную работу нанимателю и сотруднику необходимо прийти к соглашению об организации дистанционного режима работы. Это оформляется письменно с составлением дополнительного соглашения к трудовому договору.
Исходя из определения дистанционной работы в ТК РБ, перевести на «дистанционку» можно только тех, кто для выполнения работы использует информационно-коммуникационные технологии. То есть производство точно никак оформить на «удаленку» не получится.
А вот офисных работников перевести можно. Для этого достаточно оформления нескольких документов: заявление от сотрудника, соглашение, которое будет являться приложением к трудовому договору, и приказ.
Документы для оформления сотрудников на «удаленку»
После оповещения сотрудников о переходе на дистанционную работу необходимо собрать подписанные заявления от работников, в которых должна быть указана причина перехода и временной диапазон. Рамки должны быть для того, чтобы потом сотрудник смог без проблем вернуться на свое рабочее место.
Например: «В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 прошу перевести меня, ФИО, на дистанционную работу с 01.11.2020 по 15.01.2021».
Далее следует составить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором будут прописаны условия дистанционной работы, рабочее время, периодичность и способы отчетности, порядок взаимодействия и регламенты безопасности.
Заключительным этапом оформления сотрудников на удаленную работу будет подпись Приказа, в котором снова будут прописаны причины перевода, сроки и перечень сотрудников.
Подробнее о порядке оформления положения о переходе на дистанционную работу можно узнать здесь.
Резюме
Переход на удаленную работу сейчас не прихоть, а новая нормальность. У этого процесса есть свои плюсы и минусы.
Преимущества:
- Сотрудники не тратят время на дорогу, меньше устают от передвижений;
- Больше свободного времени на подготовку к работе, да и в целом;
- Возможность самостоятельно комфортно оборудовать свое рабочее место;
- Возможность сконцентрироваться на работе, если никто не мешает;
- Возможность работать в удобное для сотрудника время. Тогда в рабочее время достаточно просто быть на связи и согласовывать задачи.
Недостатки:
- Замедление рабочих процессов из-за проблем со связью или невозможность обратиться лично сразу;
- Потеря концентрации на рабочих задачах из-за отвлекающих факторов дома;
- Невозможность обратиться за советом или помощью к коллеге сразу же, как в офисе;
- Недостаток физической активности из-за постоянного нахождения дома;
- Неспособность разграничить рабочее и домашнее пространство, как результат – смешение разных сфер жизни;
- Увеличение затраченного на работу времени из-за меньшей эффективности в домашних условиях.
Чтобы не потерять в эффективности при работе из дома, рекомендуем использовать инструменты для ее отслеживания у сотрудников. О таких программах мы писали ранее здесь.
Для более подробного разъяснения о порядке регулирования дистанционной работы советуем ознакомиться с комментариями Министерства труда и социальной защиты РБ здесь.
Официальное оформление сотрудников на дистанционную работу согласно трудовому законодательству Беларуси несложное. Главное – максимально подробно и точно прописать все регламенты удаленной работы в дополнительном положении. Остальное – организационный вопрос, который сейчас решается достаточно быстро. Человек оперативно адаптируется к любым условиям, тем более к комфортным.
Берегите свое здоровье и здоровье своих сотрудников!
Мы расскажем о ключевых продуктах МТБанка для малого бизнеса, которые помогут закрывать кассовые разрывы и масштабирова...
Самый ценный ресурс любой компании — это люди, которые там работают. Поэтому бизнес-завтрак в стиле Flex по теме HR соб...
Система мгновенных платежей (СМП) — инновационный сервис, который позволяет бизнесу быстро оплачивать товары, работы, у...
В конце сентября в Минске прошла конференция IT Space — крупное событие для IT-специалистов: с качественным контентом, ...