Минчанка Анастасия – счастливая обладательница водительского удостоверения, получить которое ей удалось… с пятого раза. Почему? Потому что реальное вождение и сдача экзамена в ГАИ – это совершенно разные вещи. Вместе с Анастасией мы прошли этот непростой путь от пешехода до автомобилиста и собрали полезные лайфхаки и рекомендации, которые будут полезны тем, кто собирается получить заветную «корочку».
Выбор автошколы
Первое, с чем столкнется каждый желающий получить права, – это выбор автошколы. В Минске их больше 100, стоимость обучения у всех примерно одинаковая. Есть фиксированная часть – за весь курс она составляет около 600 рублей. Однако в большинстве школ платные пересдачи – и зачетов, и экзаменов. Кроме того, вам придется, скорее всего, брать дополнительные занятия по вождению, одно стоит 25-30 рублей. Анастасия накатала 15 практических занятий.
Как правило, будущие курсанты стараются найти место недалеко от работы или дома. Но при этом нужно учитывать и то, где будут проводиться практические занятия – непосредственно вождение. Настя выбрала автошколу, лекции в которой как раз проходили недалеко от работы, а вождение – рядом с домом.
Месторасположение самой школы и автодрома – действительно важный фактор, поскольку все обучение будет отнимать у вас очень много времени и есть смысл попытаться его максимально сэкономить. Сначала занятия занимают всего два вечера в неделю: по 4 часа после работы – примерно с 18.00 до 22.00. Да, не все преподаватели держат курсантов так долго, но встречаются очень дотошные, которое раньше не отпускают и не разрешают «прогулы», и более того – требуют подготовки к каждому занятию. Через месяц после старта обучения начинается вождение. В итоге автошколе придется посвятить 4-5 вечеров в неделю + подготовка к занятиям и зачетам на выходных.
Если выбранная вами школа находится не в районе ул. Семашко, где проходит сдача итогового экзамена по вождению, будьте готовы к тому, чтобы брать дополнительные занятия и ездить именно там. Начинающим водителям бывает сложно ориентироваться в новой обстановке и экзамен «проваливается» не только на первой попытке.
Важный нюанс. У экзаменаторов в ГАИ есть «черный список» автошкол – узнайте, не входит ли в него выбранная вами школа, так как даже если вы там доучитесь, сдать экзамен в ГАИ будет крайне сложно – выпускников таких школ валят специально.
Процесс обучения
Обучение в автошколе делится на теорию и практику. Очень много времени уделяется именно теории. Вы будете решать километры тестов, сдавать кучу зачетов и допусков. В ГАИ же тест по теории включает всего 10 примитивных вопросов. Вот такая несправедливость.
Есть две программы, по которым сейчас учат в автошколах, – «Новый поворот» и «А-драйв». И вопросы в тесте ГАИ – из них обеих. Вторая гораздо сложнее, и многие автошколы обходятся без нее. Совет: если в вашей автошколе учат только по «Новому повороту», не поленитесь и купите «А-драйв», решите все тесты сами – не помешает.
Преподаватель по теории может вам просто зачитывать 4 часа главы из книжечки ПДД, а может объяснять популярно, с интересными примерами. Анастасии достался второй вариант, поэтому нудные правила ПДД зубрить не пришлось – весь материал преподносился очень доступно.
Что касается инструкторов, то с ними, особенно у девушек, случаются проблемы. Они бывают слишком резкими, могут повышать голос и даже использовать обсценную лексику. Девушек это выбивает из колеи, они нервничают и делают много ошибок. Совет – не бойтесь менять инструктора. Узнайте у других курсанток, наверняка в школе будет хоть один адекватный учитель вождения, и смело попросите администратора вас перезаписать к нему. Сами инструкторы к этому нормально относятся.
По сдаче внутренних зачетов и экзаменов по вождению. Здесь всего два зачета и один внутренний экзамен. По правилам, их должен принимать НЕ ваш инструктор, но, если он решит схитрить и принять зачет сам или поставить его просто так, честно откажитесь от этого. Когда рядом с вами садится новый человек, по-новому дает команды – это стресс, вы должны к нему привыкнуть.
Вишенка на торте – экзамены в ГАИ
Перед первым походом в ГАИ вам нужно оплатить экзамены (теория – около 8 рублей, практика – около 25 рублей) и сами права, «корочку», которую, вы, собственно, можете и не получить в итоге (около 49 рублей). Итого только на первом этапе в ГАИ вам нужно будет заплатить около 100 рублей. Каждая пересдача оплачивается дополнительно по вышеуказанной стоимости.
Теоритический экзамен – это тест из 10 вопросов с одним вариантом ответа. Если вы не купли диплом автошколы (ну, мы же взрослые с вами люди – понимаем, что такое возможно), то сдадите вы его легко. Если не перенервничаете. Соберитесь, времени хватает, чтобы сделать «вдох-выдох».
Практика делится в свою очередь на площадку и город. Анастасия с первого раза завалила даже площадку – просто разволновалась (девушка же!). Город сдавала трижды, опять же, главная причина неуспеха – стресс именно перед экзаменатором. Кстати, об экзаменаторах – о них, точнее об их нелояльности, ходит очень много слухов. Возможно, там и есть не самые приятные личности, но Насте такие не попадались – все были предельно вежливы и абсолютно непредвзяты. Да, они куда более строгие, чем экзаменаторы в автошколах. Но! Представьте. Принимающий несет полную ответственность за вас, машину, другие машины на дороге, пешеходов. Он вас видит в первый раз, он вас не учил вождению. Он не знает, что в целом вы хорошо водите. И если вы даже из-за стресса себя неадекватно ведете – дергаетесь из ряда в ряд или, что еще хуже, не уступаете пешеходам, он даст по тормозам и экзамен закончится.
Надо ли сдавать на своей машине и брать допзанятия? Настя в итоге успешно сдала и площадку, и город не на своей машине – на своей завалила. Но каждый раз перед пересдачей брала дополнительные занятия – минимум 3-4. Если у вас нет дома авто, вы в автошколе впервые сели за руль, то очень быстро будете терять навыки без практики. Неделя без «баранки» – и все, ты уже не можешь правильно вести себя за рулем, очень много помарок.
Еще один нюанс. Если у вас не минская регистрация, то вы можете сдавать в другом городе – сдавайте там. В любом областном или районном центре вам будет куда проще с вождением. Сейчас нельзя сдать теорию в Минске, а практику – в другом месте. Не пожалейте времени, съездите и сдайте все в регионе, если есть такая возможность.
Статья затрат/кол-во | Стоимость за единицу | Итого |
Обучение в автошколе/1 | 600 р. | 600 р. |
Пересдача зачетов/1 | 15 р. | 15 р. |
Дополнительное вождение/15 | 25 р. | 375 р. |
Водительское удостоверение с талоном/1 | 49 р. | 49 р. |
Теоретический экзамен в ГАИ или его пересдача/1 | 8 р. | 8 р. |
Практический экзамен в ГАИ или его пересдача/4 | 25 р. | 100 р. |
Итого | 1 147 р. |
Бюджет
Перед тем, как записаться в автошколу, будьте морально и финансово готовы: получение прав – это долго и дорого. Анастасия начала обучение в декабре, а права получила в июне – через полгода.
Практический экзамен в ГАИ ничего общего с проверкой водительских навыков не имеет. Это просто стресс-тест и, в какой-то степени, проверка на везение. Поэтому, если не получилось с первого, со второго, третьего и так далее раза – не расстраивайтесь, пробуйте снова и снова. Запаситесь терпением и деньгами!
Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!
Статья ни о чем!Вождение и сдача экзаменов — это настолько индивидуальный процесс… Я тоже сдавала 5 раз экзамен. Но валила именно площадку. Город сдала с первого раза без проблем, как и поехала потом по городу. Принимающие экзамен дядьки как раз очень не приятные личности, все!
Ни одного доп.занятия я не брала, села за руль впервые в автошколе и прекрасно ездила и езжу уже с правами. А теория тоже не всегда легкая попадается. Так что на примере одной девушки давать советы — это, мягко говоря, не правильно.
«Практический экзамен в ГАИ ничего общего с проверкой водительских навыков не имеет. Это просто стресс-тест и, в какой-то степени, проверка на везение.» — а ну теперь я понимаю откуда появляются свежеиспечённые водители кат В котоыре не моргнув подрежут фуру, попытаются перестроиться вам в бок, даже если вы на камаз-е (отчётливо видя вас, но считая что включённый поворотник беспрекословно даёт преимущество)
«не расстраивайтесь, пробуйте снова и снова. Запаситесь терпением и деньгами!» — а лучше попутно научитесь анализировать причину неудач, и помните если вы сдали в регионе но планируете ездить по Минску — то и привыкать к трафику придётся минскому, после того как накатаете достаточно опыта по тоум региону в котормо вы сдали на права…
Очень однобокая статья. По одному человеку судите о ситуации в целом.
Вопросы по теории в ГАИ не примитивные, а точно такие же, как в тестах в автошколе. Если хорошо подготовлен, то, естественно, и проблем не возникнет. По своему опыту. Пересдач, тем более платных, в автошколе у меня не было. Вождение сдала с первого раза, хотя в том районе (Семашко) находилась впервые, машина была предоставлена ГАИ. Ни одного дополнительного занятия не брала. Вот о чем мне есть что сказать, так это об инструкторе из автошколы, который открыто выпрашивал взятки и во время обучения, и даже после экзамена в ГАИ. От меня ни гроша не получил)
Ну что сказать? В целом, это, конечно, так. И долго, и дорого. А вот с вашими сентенциями по поводу теории не соглашусь. Это как учёба в школе — чтобы в 11 классе решить 10 задач по математике, нужно все 11 лет решать, перерешивать, ошибаться, переписывать и т.д. миллионы задач. То есть то, что в автошколе большое время уделяется теории — совершенно нормально, и задания в ГАИ совсем не такие лёгкие, как вы пишете (хотя, это, наверное, кому как повезёт). И платные пересдачи в автошколе — это просто стимул, чтобы люди лучше учили. Какой школе охота подставляться, отправлять на экзамен в ГАИ недоучек?
С вождением сложнее. Во-первых, практически всё зависит от инструктора. Если вы впервые в автошколе сели за руль, то сравнивать вам особо не с чем. Матерящийся инструктор — это ещё не самый плохой вариант. Девочки, которые учились со мной, рассказывали, что некоторые их инструкторы их домогались. Может, это и неправда.
Мне попался и не матерящийся, и не распускающий руки — просто бестолочь. Объяснять ничего не объяснял, принцип переключения передач, торможения, набора оборотов — какое там! Диагональную парковку мы учили по палкам и ориентирам машины. Чувствовать габариты? Не, не слышал. И прочее в таком же духе. Часы полностью мы, конечно, не выкатали, зато дополнительную плату за бензин с нас сняли. Куда ж без этого? По маршруту ГАИ на Семашко катались только один раз на дополнительном занятии (за оплату). Ничего мне это не дало, я поняла, что это бессмысленная трата денег.
За два занятия с папой (на двух разных машинах) я научилась большему, чем за 20 часов с «инструктором». Научилась правильно трогаться, чтобы не палить сцепление, научилась чувствовать габариты машины для всяких парковок, диагоналок, да и для эстакады. Научилась ориентироваться в городе на абсолютно разных улицах и маршрутах (поверьте, это намного эффективнее, чем тупое зазубривание маршрутов ГАИ, тупая их откатка). Да и в конце концов, научилась чувствовать себя за рулём как водитель, пусть и начинающий, а не как суслик, который ничего не умеет, кроме как ошибаться (я думаю, ни для кого не секрет, что обучение и в автошколах в том числе построено на принципе: инструктор — царь и бог, а курсант — тварь дрожащая, права не имеющая).
Насчёт смены инструктора совет дельный. Если бы я сдавала сейчас, то на теперешние мозги так бы и сделала. Но я училась и сдавала, когда мне едва-едва исполнилось 18, по сути, ещё дитё горькое. Боялась, авось бы не было хуже.
Что касается платежей, то тут автошколы себя не обижают. Деньги берут за всё: продают диски с симуляторами маршрутов ГАИ (мне лично оказались абсолютно бесполезны), дополнительные тесты А-драйв (мол, хочешь подготовиться нормально, платить надо), за пересдачи (ну это, ладно, логично), за невыкатанный бензин (вот это пипец обидно, и ничего ж не сделаешь! Как надували меня: за каждое откатанное занятие и курсант, и инструктор должны расписываться. Мне говорили: распишись за загородное вождение, мы эти часы потом в городе откатаем… Как вы понимаете, ничего мы в городе не откатали. Ну и т.д. Катаемся час, он говорит: распишись за два, потому что мы там позавчера лишних полчаса накатали. Пытаешься возражать — он тебе под нос какую-то бумажку, где что-то его рукой записано, и ты такой, а ну да, что-то такое было.
Потом второй вид надувательства: сломалась машина. Вот она, значит, сломалась, две недели её якобы ремонтируют. Сколько у вас часов накопилось за эти две недели? Правильно, часов 6-8. Сразу понятно, что одним духом никакой курсант их не выкатает, кроме того, у инструктора, как правило, не один курсант. Значит, что? Часы эти надо разнести по неделям вперёд. А по датам нужно расписаться за эти 6-8 часов уже сейчас, иначе получится, «что администратор их аннулирует и т.д. и т.п.». Как вы думаете, вернутся ли вам эти часы? Ну конечно нет. В лучшем случае, 1-2. Но в конце практического обучения вам непременно придётся доплатить рублей 20-40 на бензин за те часы, которые вы якобы выкатали, и вам бензина не хватило. Придётся, никуда вы не денетесь. А начнёте возмущаться — вас очень легко перенести на полгода позже в ГАИ, или не допустить, потому что потому….
Что касается машины для сдачи в ГАИ, глупости, что нужно сдавать на той, на которой учились. Будет вообще идеально, если за время, пока вы ещё учитесь, вы покатаетесь на разных машинах, научитесь управляться с разными механизмами и чувствовать разные габариты. Тогда любая машина ГАИ вам будет не страшна.
И напоследок: это касается непосредственно сдачи городского вождения на Семашко. Есть там так называемая «стена плача», где высаживают горе-курсантов, не сдавших экзамен. Так вот. При пересдаче экзамена вы можете записываться заранее, и тогда вы пойдёте к тому инспектору, к которому вас запишут (без вашего желания). Какой инспектор попадётся — одному Богу ведомо. Хорошо, если адекватный. Но можно сделать и по-другому: прийти и просто стоять в живой очереди, машины с инспекторами и курсантами будут периодически сменяться, а вы сможете выбрать и машинку, которая вам по душе, и инспектора, который вас не очень пугает. Вот такой лайфхак)
Ну, вроде всё 🙂
И не забудьте, что какими бы хитростями вы ни воспользовались для сдачи экзамена в ГАИ — в реальной жизни на дороге они вам не помогут. В лучшем случае будет ДТП с небольшим штрафом, в худшем — вы несете ответственность за жизнь всех, находящихся на дороге рядом с вами. «Пересдать» аварию со смертельным исходом будет невозможно.