Как из найма уйти на фриланс: пошаговая инструкция
Работа в найме принципиально отличается от самостоятельного плавания. С одной стороны, на обычном рабочем месте начальство решает, что и как делать подчиненному, задает все правила игры. С другой стороны, компания берет на себя обязательства по социальным гарантиям и заработной плате, а после окончания трудового дня вы переступаете порог офиса и свободны, как птица. Но что делать, если хочется работать на себя? Каков путь от рядового сотрудника до вольного художника? Рассказываем сегодня.
Шаг 1. Развилка. Развивать свое или менять направление деятельности
До того, как уйти в свободное плавание, нужно проанализировать, как можно заработать на фрилансе. Подходит ли ваша основная деятельность для удаленной и сдельной работы. К примеру, если вы дизайнер или монтажер видео, то найти напрямую заказчиков для реализации своих творческих умений представляется возможным. В случае, когда работа хорошо оплачивается и нравится, можно ею заниматься и дальше — после увольнения. Просто нужно поглубже исследовать рынок, чтобы понять, где находить заказчиков, как с ними взаимодействовать. Также здорово будет пообщаться с коллегами, которые могут подсказать и рассказать много полезного, что пригодится в самостоятельной деятельности. Одним словом — готовить плацдарм заранее.
Много времени начинающих фрилансеров занимает поиск заказчиков. Чтобы не попасть из огня да в полымя, уволиться с работы и обнаружить, что новая деятельность денег не приносит, нужно заранее начинать нарабатывать клиентскую базу и какое-то время провести на двух фронтах: основной работе и в поиске заработка как фрилансер. Определиться с направлением новой деятельности может помочь наш материал о 10 лучших курсах для удаленной работы.
Шаг 2.Организация распорядка дня и рабочего места
Решение принято, сфера деятельности определена. Следующий шаг — организовать рабочий процесс. На первый взгляд, кажется, что в этом нет никакой сложности. Однако отсутствие начальника и необходимости бежать к определенному времени дает нашей лени новые просторы для творчества. Поэтому лучше всего организовать рабочее место, назначить график рабочих часов и стараться его придерживаться, чтобы не пришлось в сумасшедшем темпе доделывать заказ до дедлайна. Есть фрилансеры, которые на связи все 24 часа в сутки в любой день недели, но это быстро может привести к профессиональному выгоранию.
Удобный стул, стол с монитором и проветриваемая комната формируют атмосферу. Чтобы перестать залипать в соцсетях, настроиться на работу, психологи советуют даже одежду поменять с домашней на более официальную. Неожиданный совет — создайте себе ритуал для начала рабочего дня. Взбрызнуться духами, которыми пользовались на работе, закрыть двери на кухню или включить фоновую музыку для работы. Это работает. Проверено!
Шаг 3. Оформление ИП или самозанятости
После принятия решения уйти с работы по найму и нахождения первых заказчиков, нужно будет определиться, как работать дальше. Можно оформить индивидуальное предпринимательство, самозанятость или ремесленничество. Выбор, опять же, будет определяться сферой деятельности фрилансера. Если ваш потенциальный заработок входит в список работ, которые можно оформить как самозанятость, то ее стоит оформить и начать платить единый налог. Если ваша сфера деятельности не подходит, нужно будет открыть предпринимательство и платить не только налоги, но и взносы в ФСЗН. Но есть и плюс — ИП могут работать с юридическими лицами, в то время как самозанятые могут оказывать услуги только физическим лицам.
Третий путь условного фриланса — ремесленничество. Он работает, если вы своими руками создаете, например, украшения и отправляете их почтой заказчикам.
В 2023 году в Беларуси будут введены налоговые изменения, о которых мы уже писали: в том числе, введение налога на профессиональный доход, который скорее всего коснется фрилансеров.
Шаг 4. Развитие. Повышение квалификации и нетворкинг
На рынке фриланса большая конкуренция. Метафорически — океан с множеством больших, средних и совсем юных рыб. Всегда будут появляться новые игроки, готовые демпинговать. Для того чтобы быть уверенными в завтрашнем дне, важно поддерживать конкурентоспособность актуальных навыков с одной стороны, а также формировать пул постоянных клиентов с другой. В мире заказчиков очень ценятся грамотные, дисциплинированные и договороспособные исполнители. Кроме того, репутация — это важный вектор развития любого предпринимателя, потому что люди всегда рекомендуют людей.
Также не забываем о том, что вести профессиональные соцсети и показывать миру свое участие в тренингах, конференциях и интегрированность в профессиональные сообщества, в LinkedIn, например — цифровая гигиена 21 века.
****
В заключение еще раз отметим, что лучше готовиться к тому, что уход из найма на вольные хлеба не будет ровным. Сначала заказов может и не быть, затем — то густо, то пусто, поэтому подушка безопасности будет необходимым условием комфортного перехода на другой режим работы.
При усердии, вере в себя и определенном везении у вас все обязательно получится, а полученная свобода станет достойной наградой за период турбулентности
В мире бизнеса уверенность в своих знаниях и профессиональных навыках часто ассоциируется с обладанием MBA-степенью. Од...
Жажда новых знаний приобрела космические масштабы. Новые форматы образования снимают все ограничения по возрасту, базо...
В мире, насыщенном моментальными новостями и бурными событиями, порой легко утратить из виду те невероятные истории, ко...
Сегодня практически каждому человеку важно не только развивать свои навыки и учиться новому, но и понимать собственную ...